Поисковые отряды «Феникс» (ООО «Газпром добыча Надым») и «Поиск-97» (Пыталовский район Псковской области) продолжают очередную экспедицию. Главными её результатами на сегодняшний день стали поднятые из болота детали советского штурмовика времён Великой Отечественной войны Ил-2, обнаруженные и опознанные останки летчиков и – самое важное – установленные имена всех погибших членов экипажа.
Рассказывает Денис Суворов, руководитель поискового отряда «Феникс»: «Изначально нам было известно, что в этих местах в годы войны в болото упал самолёт, по словам местных жителей - Ил-2. Поисковики из регионального объединения «След Пантеры» установили место его крушения прошлой осенью. 22 мая 2021 года мы начали совместные работы по подъему. Через три дня смогли подняли двигатель и стали устанавливать место нахождения бронекапсулы кабины. Щупами наткнулись на металл в стороне – намного глубже, чем был двигатель. Стали углубляться. На глубине 6 метров пошла броня и бензобаки. Там среди обломков нашли парашют и фрагменты лётчика. Правда, документы найти не удалось. Поэтому продолжали работать – углубляли яму. На глубине 8,9 метров дошли до дна болота, где обнаружили ткань комбинезона и парашют - в очень хорошей сохранности. Вытащить их получилось только на третий день. В кармане были обнаружены документы на имя Федора Ивановича Зимина, 1920 года рождения».
Позже поисковики установили, что Федор Иванович Зимин служил техником, то есть не должен был в тот момент находиться в самолете. Но часть передислоцировалась, стрелки ехали к месту службы эшелоном и вовремя не успели прибыть. Поэтому на боевые задания отправляли наземный персонал. Согласно архивным данным, во время Псковско-Островской операции на задание 17 июля 1944 года пошли шесть Ил-2 305-й штурмовой авиационной дивизии. Им была поставлена задача контроля за отступающими колоннами противника и их обстрел на направлении в сторону Резекне. Экипаж младшего лейтенанта Чанкотадзе Левона Поликарповича и сержанта Зимина Федора Ивановича был замыкающим. В районе Кокшинского болота из облаков на них налетело 2 фашистских истребителя «Фокке-Вульф 190». Они обстреляли советский самолет, который рухнул с большой высоты и при работающем моторе - об этом говорят отломанные лопасти и переломанная броня двигателя.
Во время поисковых работ были подняты часть скелета лётчика и часть стрелка. Летчика разметало по кабине, бакам, броне. Остались несколько кусочков тела и комбинезон, без документов. Стрелок сохранился лучше, но тоже не весь, но зато при нем были найдены прекрасно сохранившиеся документы – они и позволили определить экипаж и детали его гибели. На эту работу у поисковиков ушло три недели – в сложных погодных условиях, и в труднодоступной болотистой местности. Так, чтобы поднимать тяжелые детали самолета, пришлось сделать опалубку в виде колодца, укреплять её, постоянно откачивать воду. Соорудили специальную треногу, для подъема деталей использовали крюки и лебедку, смастерили платформу, куда его можно было складывать находки. Все работы велись на болоте, где много воды, тяжелые предметы периодически засасывает и добраться до места поиска непросто.
Как рассказал Дмитрий Ершов, руководитель «Поиска-97», все найденные мелкие детали разбираются, двигатель от самолёта доставили в Пыталово и отмыли, останки бойцов переданы следственному комитету. Следующий шаг – поиск родственников погибшего экипажа и официальное закрытие Вахты Памяти. А пока поисковики исследуют ещё одно место падения скоростного бомбардировщика.