С 17 по 21 февраля в Сосковском районе Орловской области проходила поисковая экспедиция по подъему советского самолета, сбитого во время Великой Отечественной войны. По информации, полученной из архивов и от местных жителей, поисковики рассчитывали обнаружить возле деревни Звягинцево один из пропавших без вести 5 августа 1943 года бомбардировщиков Пе-2. Но на третий день раскопок стало понятно, что они поднимают совершенно иную машину, о которой ничего не знали.
В подъеме самолета принимали участие пять поисковых отрядов, в том числе и поисковый отряд «Вечный огонь» филиала ООО «Газпром трансгаз Москва» Орловское ЛПУМГ, при поддержке Председателя ОППО «Газпром трансгаз Москва профсоюз» Сергея Владимировича Клюсова и РОО СПК «Квадрогаз».
Глубинные металлоискатели показывали наличие больших масс металла на площади более 200 квадратных метров. На глубине более 5-ти метров были обнаружены фрагменты погибшего самолета. Под снегом и дождем поисковики разгребали глину руками и лопатами, чтобы достать поднятые экскаватором артефакты. Экскаватор продолжал поднимать детали самолета.
Однако, новые находки ошеломили поисковиков - на поверхность подняли авиапушку ВЯ-23, полностью изменившую представление о найденном самолете. Были сделаны выводы о том, что обнаружен штурмовик ИЛ-2, так как данная пушка присуща только этой модели. Самое большое желание поисковиков сбылось – удалось найти детали корпуса с нумерацией. Был найден лентоприемник с номером, самолетное переговорное устройство с табличкой, радиостанция с датой выпуска - 1942 год, шильдик с радиатора самолета – май 1943 года.
Параллельно с подъемом самолета велись работы с архивными материалами ЦАМО РФ.
По предварительной информации, согласно оперативных сводок 299-й штурмовой авиационной дивизии установлен самолет, его боевое задание и судьба. Названы имена членов экипажа.
Из оперативной сводки № 24 299-й шад за 08.08.1943 г.: «3. Потери. Капитан Сало (в других документах – Салло), стрелок Орлов № 7060 – сбит ЗА над Звягинцева, экипаж выпрыгнул с парашютами.» (ЦАМО РФ, Ф. 20054, Оп. 0000001, Д. 0008, Лист начала документа в деле 264) Капитан Сал(л)о Петр Михайлович 1908 г. попал в плен 8.08.1943 г. в д.Кирово (2 км.от Звягинцева). Освобожден 2 мая 1945 г. Проходил проверку в 12-й запсд. Воздушный стрелок Орлов Аркадий Иосифович 1925 г. в документах после 8 августа нигде не упоминается. По свидетельству местных жителей расстрелян на земле.
В последний день работ экскаватор спустился на максимальную глубину в котлован, чтобы достать авиадвигатель и большую часть кабины, но все попытки не увенчались успехом. Работы на месте падения самолета пришлось приостановить в связи с тем, что экскаватор не справляется с поставленной задачей.
Несмотря на то, что поисковики обнаружили не тот самолет, который предполагали найти изначально, у них появилась надежда продолжить работы по поиску той самой «пешки».
Все вооружение самолета, которое было обнаружено в ходе поисковой экспедиции, поисковики передали военному комиссару Сосковского района. Детали обнаруженного самолета распределились по местным музеям и музеям поисковых отрядов, принимающих участие в экспедиции.
Главная ценность экспедиции, конечно же, имена и фамилии членов экипажа.
Поисковиками планируется продолжить работы по извлечению двигателя самолета с целью окончательной идентификации сбитой машины.
Ил-2 стал самой массовой по производству моделью и самой выносливой воздушной рабочей силой. Всего было выпущено около 35 тысяч таких штурмовиков.
Известно, что в границах нынешней Орловской области в земле покоятся еще 6 тысяч 200 самолетов. Со времен окончания войны обнаружены и подняты всего 800. На территории Орловщины погибло 2 938 советских летчиков.
Автор текста - А.М. Сапронов.