Во всём разнообразии автомобильной и специальной техники, находящейся на балансе УТТиСТ, вездеход занимает особое место. Вместо колёс – гусеницы, руль заменяет штурвал, а рычаги-переключатели «замаскированы» под кнопки. Впрочем, самое большое отличие кроется в том, что вездеход на гусеничном ходу, обладая отличной проходимостью и манёвренностью, забирается в такие дебри, куда не пройдёт даже специально подготовленный внедорожник. Управлять такой техникой – не самая простая задача.
Надёжный «корабль» тундры
Вездеход ТМ «Четра» отлично перемещается как по болотам, так и по снежной целине. В условиях цивилизации эта неповоротливая габаритная машина ведёт себя размеренно и несколько неуклюже. Но стоит только выбраться на бездорожье – крепче за баранку держись, шофёр. Подобные вездеходы специального назначения разработаны для перевозки людей, грузов и оборудования по заболоченной и пересечённой местности с возможностью преодоления водных преград. Конструктивная особенность вездехода такова, что удельное давление на грунт у него небольшое, поэтому он в полном снаряжении без ущерба природе может проехать практически везде.
Медленно, но уверенно двигаясь вперёд, при этом потряхивая боками так, что подобную «турбулентность» можно сравнить разве что с вертолётной болтанкой, вездеход ежедневно преодолевает расстояния в десятки километров. Следует понимать, что управлять таким «кораблём» тундры – не самая простая задача: передачи включаются туго, а штурвал требует приложения силы. Впрочем, как уверяет Виталий Гузыченко, водитель вездехода VI разряда, научиться ездить на такой технике может любой автомобилист, главное – желание.
Право на вездеход
Для этого необходимо получить водительское удостоверение с открытой категорией Е, а также удостоверение тракториста-машиниста с правом управления вездеходом. Ещё один вариант освоить данную профессию – пройти курсы переподготовки при учебных центрах, если имеется действующее водительское удостоверение.
– Вездеход я впервые увидел здесь, на Ямбурге, куда приехал в 1989 году. Машина мне понравилась сразу: мощная, всепроходимая, как раз для Севера. Поэтому после обучения и получения всех документов сел за штурвал, – вспоминает Виталий Гузыченко. – За 30 лет работы управлял разными моделями вездеходов. Все они в незначительной степени отличались друг от друга, но неизменным было и остаётся одно: максимально простая и надёжная конструкция.
Померяться силами
У профессии водителя вездехода есть два уровня квалификации: пятый и шестой разряды. Отличие – в мощности двигателя. Если у транспортного средства она не превышает 200 лошадиных сил (до 147 кВт), то рабочему присваивается пятый разряд, соответственно, свыше – шестой.
Что касается обязанностей, то специалисты данной категории должны уметь управлять всеми видами вездеходов: колёсными, гусеничными или плавающими. Водителям необходимо также знать, как устроен двигатель машины, какие в неё встроены приборы, и уметь читать их показания. В компетенции вездеходчика – найти и устранить возможные неисправности даже в полевых условиях.
С ветерком по бездорожью
– Впрочем, на дальние расстояния мы всё-таки выдвигаемся двумя машинами. Если одна выйдет из строя, – всегда есть возможность пересесть на другую, – объясняет Виталий Гузыченко. – На коротких маршрутах работаем поодиночке. Если поломка серьёзная и не позволяет дальше двигаться, можно сообщить об этом коллегам по рации.
Всего по Ямбургскому месторождению рассредоточены с припиской к газовым промыслам восемь вездеходов ТМ «Четра» с различными модульными конструкциями под разные производственные задачи. К примеру, грузовая платформа гусеничного вездехода, которым управляет Виталий Гузыченко, оснащена закрытым отсеком со сварочным оборудованием. Поэтому чаще всего его лайнер бездорожья вместе с бригадой специалистов на борту выполняет короткие рейсы в районы кустов газовых скважин и газопроводов ЯНГКМ. Однако бывают командировки и на дальние расстояния. Самый долгий перегон – до мыса Парусного – занимает, по словам водителя, порядка двух дней.
К слову, путешествие в этом направлении, большую часть которого приходится ехать прямо по берегу Обской губы, лёгким не назовёшь. Зыбучие пески там такие, что человек может моментально провалиться по колено в мокрую песчаную жижу. Что уж говорить о технике. Но в умелых руках опытного вездеходчика эту сложную полосу препятствий тэ-эмка (так между собой водители называют эту машину) преодолевает без приключений.
Дорог нет, есть направления
Специфика работы водителей вездехода такова, что им необходимо освоить некоторые нестандартные для профессии навыки. К примеру, нужно уметь ориентироваться по карте и компасу, определяя верное направление в безлюдной местности или при плохой видимости. Езда ведь по бездорожью, а вернее – по направлению.
– Сейчас в этом плане нам стало гораздо легче, чем раньше: в помощь – GPS-карты, навигаторы, радары, – поясняет Виталий Гузыченко. – В былые же годы ориентировались по компасу и бумажным планам. Так что в своё время пришлось осваивать и эту науку.
Ещё одно условие для работы водителем вездехода (равно, как и любого другого вида транспорта на предприятии): владение навыками оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожении и так далее. Ведь в случае возникновения любой непредвиденной ситуации медики до района ЧП могут добираться часами, а то и сутками. Водитель же может оказать первую помощь на месте.
– Ответственность, внимательность, осторожность, уравновешенность – это, пожалуй, самые нужные качества для водителя вездехода, – считает Виталий Гузыченко. – Горячие головы в нашей профессии не нужны, должна быть золотая середина. Впрочем, это касается каждого здравомыслящего человека, управляющего любым транспортным средством.
Материал газеты "Пульс Ямбурга" № 41 (1488) 22 октября 2021 г.
Светлана ЛЕБЕДЕВА
Фото автора
Теги: Газпром добыча Ямбург, Профсоюз, Професионалы, Люди Газпрома