Краска и пиксели
Новации не появляются везде одновременно, всегда есть точки ускоренного развития, отдельные «очаги будущего».
Даже на условном примере отдельно взятого газового промысла можно увидеть подобную неравномерность. На разных позициях в пределах лишь одной площадки используется автоматика разных поколений – от древних электрических схем и до современных АСУ, а рука оператора за минуту легко сменит тачскрин с гигабайтами данных на тонкий лист наряд-допуска. Он хоть и отпечатан на принтере, но это по-прежнему прессованная целлюлоза с краской, как и пять веков назад.
Перспективы – дальние и ближние
На последних выставках по производственной безопасности показывают и рассказывают вещи на первый взгляд фантастические: нейросети, датчики, виртуальная реальность. Они привлекают внимание к себе яркой футуристической картинкой.
Артур СОЛОВЬЕВ, инспектор труда ППО:
– На VII Всероссийской неделе охраны труда в Сочи, участие в которой я принял в прошлом году, одна из основных сессий была посвящена цифровизации данного направления. Изучая представленный опыт российских и зарубежных компаний, можно прийти к выводу: эффективное управление системой охраны труда уже невозможно без применения цифровых технологий. В свою очередь работодателям важно понимать: чем больше процессов будет оцифровано и чем лучше они будут синхронизированы между собой, тем эффективнее будет осуществляться управление охраной труда. В качестве примера это могут быть электронный документооборот, централизованное управление рисками, электронные карточки учёта выдачи СИЗ, дистанционное обучение. Кроме того, я бы выделил три отдельных инновационных направления цифрового развития охраны труда: компьютерное зрение, умные СИЗ и VR-тренажёры.
Впрочем, в производственной безопасности обычно нужно решать задачи, не имеющие на себе яркого презентационного лоска. Задачи, занимающие рутиной массу времени и сил, где тоже есть потенциальная польза от современных технологий. Их внедрение, строго говоря, ещё не цифровизация, но шаг в её направлении.
АСУПП – учёт на опережение
Переход от бумаги к цифре во многом зависит от базовых правил – федеральных законов. Они-то и были до недавнего времени главной препоной к большой волне оцифровки в производственной безопасности, хотя пространство для манёвров имелось даже в такой ультраконсервативной отрасли.
Одним из примеров прогрессивного подхода можно считать АСУПП – автоматизированную систему учёта потенциальных происшествий, ноу-хау в ООО «Газпром добыча Ямбург». За строгой аббревиатурой скрывается функционирующий много лет проект, опережающий своё время.
Он родился и действует на почве административно-общественного контроля – как детище первичной профсоюзной организации. В силу добровольности участия проект во многом свободен от сверхстрогих отраслевых норм, хотя учитывает их и опирается на них. Но одной лишь юридической свободы для рождения и развития мало, нужны драйверы, идеологи, поддержка коллег и администрации предприятия. Благодаря им система из узкопрофильного инструмента для уполномоченных по охране труда ППО стала доступна для всех работников компании. Особенно большую роль в развитии системы сыграл эффект синергии от одновременного развития на предприятии культуры безопасности – проекта ценностно близкого, также опирающегося на сознательность и проактивность персонала.
Тут важно подчеркнуть, что изначально технологический креатив АСУПП рождался как решение очень конкретной коммуникационной проблемы. Несколько лет назад не было той лёгкости в передаче данных, не так шустро работали смартфоны, а рабочие практически не имели доступа к локальной сети, у них не было даже своих компьютеров. А уполномоченные по охране труда – много ли они могут решить проблем с бумажными бланками? И как потом тасовать отчётные пасьянсы из тысяч страниц?
За несколько лет движок АСУПП эволюционировал, обкатался, а многие тысячи электронных единиц потенциальных происшествий позволяют сегодня видеть картину активности среди отдельных работников, составлять рейтинги. Это живая, развивающаяся система, пример работающего и полезного инструмента в области производственной безопасности. И заодно – отличный мостик к дальнейшим этапам цифровой трансформации. Здесь-то как раз и может пригодиться накопленный за несколько лет массив данных.
Руслан АЛИМОВ, технический инспектор труда ППО:
– АСУПП «закрывает» функционалом несколько направлений: предоставляет платформу для консультирования и участия работников, мониторинга, оценки показателей деятельности в области производственной безопасности. Сама система непрерывно совершенствуется и почти каждый год дополняется новыми возможностями. Профком с большим интересом наблюдает за развитием цифровых технологий в области охраны труда, хотя очевидно, что использование далеко не каждой технологии целесообразно и оправданно. Тем не менее есть направления цифровизации, применение которых кажется нам достаточно перспективным. Одно из таких направлений – привлечение нейронных сетей и машинного обучения к решению рутинных задач. Уже сейчас мы изучаем возможность применения данной технологии при оценке рисков потенциальных происшествий, выявленных уполномоченными по охране труда. Для обучения нейронной сети нужны эталонные данные, и благодаря имеющейся системе такая база данных уже есть. Проект непростой, при этом нам не известно о примерах подобного использования нейронных сетей. Если пойдём по этому пути, то обязательно поделимся результатами.
ИУС ПБ Газпрома – учёт всего
Лишь с прошлого года начались серьёзные подвижки в части электронного документооборота в сфере производственной безопасности. Государство дало зелёный свет изменениям – начался долгожданный отказ от «бумаги». Закон теперь прямо позволяет вести нормативную документацию только в цифровом виде (при соблюдении ряда технических условий, конечно).
Предвосхищая подобные изменения, в самом Газпроме ещё в 2020 году озвучили идею внедрения большой и всеохватной ИУС ПБ – информационно-управляющей системы производственной безопасности. После разработки и внедрения мегаплатформа в идеале должна заменить собой всю сегодняшнюю разношёрстную коммуникацию из сканов, звонков, подписей, обновлений, напоминаний и целой батареи разрозненных локальных систем.
Столь громадную задачу разбили на два крупных этапа. На первом – отдельные модули, идеи, тематические подсистемы внедряются и обкатываются в пределах дочерних предприятий. Они-то в итоге и будут переплавляться, точней – соединяться модулями в «большую волну» единой ИУС ПБ, которая в свою очередь будет уже обязательной для всех других, что и станет вторым этапом внедрения.
Сегодня сразу три таких пилотных подпроекта в рамках первого, опережающего этапа внедрения общегазпромовской ИУС ПБ стартовали в ООО «Газпром добыча Ямбург».
ИУС ПД по обучению – учёт знаний
Первая из них называется ИУС ПД «Производственная безопасность – Автоматизация обучения и проверки знаний персонала». Среди соавторов и кураторов внедрения системы – отдел ОТиПБ НГДУ и отдел охраны труда администрации.
Идея лежала на поверхности. Все работники предприятия с разной периодичностью должны по закону проходить проверку знаний. Процесс во многом унифицированный, объёмы и сроки предсказуемые, но механика процедур сегодня имеет небольшой уровень автоматизации. Заполнение бланков и отчётов, формирование уведомлений – очень многое делается вручную.
Евгений СПИРИН, начальник отдела охраны труда:
– Основа системы – база данных работников, а также программы обучения. И одних только рабочих профессий по всем подразделениям там – больше 200. Соответственно, текущее состояние, вся документация по проверке знаний со сроками, ответственными, автоматическим уведомлением до и составлением отчётов после – всё будет работать на базе одной платформы.
Вячеслав ВОЛКОВ, заместитель начальника отдела охраны труда:
– Изначально мы хотели внедрить автоматизацию по обучению и проверке знаний в качестве рацпредложения ещё несколько лет назад. То есть собственными силами. Но в итоге было решено, что наша подсистема будет на одной платформе ИУС ПБ Газпрома, а разработчиком станет «Газпром информ». Опытную эксплуатацию мы уже провели на ГП-2В НГДУ, теперь выходим на уровень предприятия. В 2023 году планируем запустить систему в промышленную эксплуатацию.
ЛИС «Контроль» – надзорный учёт
Похожий проект реализуется под руководством Алексея Чупанова, начальника службы промышленной и пожарной безопасности. Он тоже связан с автоматизацией информационных потоков, но несколько менее предсказуемых. Локальная информационная система (ЛИС) «Контроль» должна вобрать в себя большой многосторонний обмен документами, включающий элементы планирования, контроля и напоминания о сроках реализации, формирования отчётов, сбора свидетельств об исполнении мероприятий по устранению нарушений, выявленных в ходе проверки как органами государственного надзора, так и в рамках других видов ведомственного контроля. В общем, большое подспорье для специалистов и руководителей, которое поможет вести мониторинг планов мероприятий, разработанных по итогам проверок.
Например, после недельной проверки на одном объекте фиксируется пара десятков замечаний. Часть устраняют в тот же день, а другим объективно требуются месяцы. И чем больше таких историй, тем сложней и запутанней управление ими, что увеличивает риски происшествий, а также может привести к серьёзным санкциям со стороны государства.
Что характерно, автоматизировать поток контрольных данных работники СПиПБ также планировали в статусе рацпредложения. И в итоге тоже получили задание доработать свою систему под общую архитектуру ИУС ПБ.
Кирилл КРЕСОВ, заместитель начальника СПиПБ:
– Мы знаем, что на рынке есть готовые коробочные решения по производственной безопасности, и мы, конечно, их изучали. Но нам они в чистом виде не подходят: слишком сильно пришлось бы их дорабатывать. Проще с нуля сделать. На сегодняшний день сам проект ЛИС «Контроль» одобрен решением проектного комитета. Изучены предложения контрагентов, имеются детально разработанные функциональные требования. К апрелю следующего года ЛИС «Контроль» должен быть запущен с перспективой интеграции в ИУС ПБ.
Алексей ЧУПАНОВ, начальник СПиПБ:
– Хочу подчеркнуть, что по двум проектам под нашим началом уже проделана большая работа, у нас хороший стартовый опыт, который даёт уверенность в успешной реализации. Идеи, лежащие в основе ЛИС «Контроль», мы обсуждали ещё лет пять назад, потом формулировали их в функциональные требования. А когда презентовали в профильном департаменте в конце 2021 года, то получили не просто одобрение и поддержку, но и предложение интегрировать наш модуль в глобальную ИУС ПБ Газпрома. По ИУС «ОРПО» нашему обществу поручили разработку год назад. И тут мы учитываем в том числе опыт и мнения специалистов с производства. Поскольку именно они в первую очередь станут активными пользователями новой системы, чья главная цель – сделать работу безопасней.
ИУС «ОРПО» – автоматический учёт опасностей
Третий проект выходит за рамки одного только электронного документооборота. Учитывая важность и заинтересованность в реализации проекта, его разработку и внедрение курирует главный инженер – первый заместитель генерального директора Виктор Моисеев.
ИУС «Организация работ повышенной опасности» (ОРПО) строится на фундаменте жёстко регламентированного процесса выдачи наряд-допусков для проведения газоопасных и огневых работ. Разработчики сразу закладывают технологическое масштабирование с учётом требования закона. Одним из ключевых элементов выдачи наряд-допусков (фактически – разрешений) является проверка и протоколирование рабочей среды с помощью газоанализаторов.
В настоящее время ожидается поставка десяти газоанализаторов с технологией беспроводной передачи данных (по протоколу «блютус»), а также аналогичное число специализированных планшетов. Летом текущего года планируется их интеграция в систему при помощи разрабатываемого программного продукта, а также опытное применение на ГП-1В и ГП-2С НГДУ. Кроме газоанализа, «под капотом» ИУС ОРПО в перспективе заработает и полноценная система соответствующего электронного документооборота с базой данных, аналитикой, цифровыми подписями и картой выполняемых работ.
Все три упомянутых примера, несмотря на свою запланированную интеграцию в «общегазпромовскую» ИУС ПБ, одновременно являются и самостоятельными решениями. Идеи и разработка собственные, каждый проект – решение конкретной задачи. И ключевое влияние формирующейся большой ИУС ПБ сейчас связано прежде всего с выбором единой технологической платформы.
Илья ЗАЙНАШЕВ, заместитель главного инженера по охране труда, промышленной и пожарной безопасности:
– Автоматизация документооборота в области производственной безопасности позволит ощутимо сократить количество рутинной работы многих специалистов и руководителей, снизит количество ошибок, упростит контроль процессов и анализ данных. Отдельные пилотные проекты как части будущей большой ИУС ПБ запущены сегодня в нескольких дочерних обществах. За ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург», например, закреплена система обеспечения средствами индивидуальной защиты, за ООО «Газпром трансгаз Саратов» – управление системой специальной оценки условий труда. У нас сразу три проекта. Как модули, элементы все они формируются на одной платформе, чтобы упростить будущую взаимную интеграцию. И в итоге они сформируют единую систему.
Железо отдельно
Производственная безопасность последние несколько лет находится в постоянном и активном совершенствовании.
С одной стороны, меняется федеральное законодательство (чего стоит недавняя регуляторная гильотина, упростившая и сократившая число документов). С другой – идёт постоянная шлифовка и унификация внутренних газпромовских процессов, выраженных в разных итерациях ЕСУПБ (единая система управления производственной безопасностью).
Собственно, вся механика производственной безопасности сегодня достаточно хорошо изучена, отлажена и структурирована для дальнейшей автоматизации.
Тут, правда, стоит подчеркнуть один момент. Нынешний пилотный и последующий «всеохватный» этап ИУС ПБ на перспективу в три-четыре года пока не касается «железной» безопасности – то есть тех противопожарных и противоаварийных систем, которые работают на уровне автоматики отдельно или в составе АСУ ТП (автоматизированная система управления технологическими процессами). Соответственно, все описанные обкатки, пилотные образцы и эксперименты никоим образом не сказываются на надёжности производства.
Однако есть одно исключение, о котором стоит упомянуть.
Решения УТТиСТ – учёт гео и видео
До какого-то времени безопасность дорожного движения оставалась за пределами единой системы (однако теперь входит в ЕСУПБ). Оно и понятно: автотранспортная специфика такова, что её непросто подвести под общие правила.
Первые ростки высокотехнологичных решений – ещё не цифровизация, но шаги к ней здесь появились несколько лет назад. Во-первых, речь идёт о системе мониторинга с использованием тахографов, спутниковых технологий (для геопозиционирования) и сетей GSM (передача данных от транспорта в «штаб»). Говоря простыми словами, это карта, показывающая местонахождение сотен автомобилей УТТиСТ в реальном времени, что также позволяет более чётко отслеживать режим труда и отдыха водителей, скоростной режим, а также упрощает принятие управленческих решений, например, в сложных погодных условиях.
Второй росток хай-тека в области безопасности дорожного движения – видеомониторинг, который массово начали внедрять в 2022 году. Часть автопарка (спецтехника, автобусы) сегодня оснащена многокамерными видеорегистраторами – объективы направлены не только на дорогу, но и внутрь салона. Всего подобные системы закуплены больше чем на 500 единиц техники. Анализировать такой вал данных – следующая задача проекта на развитие.
Есть совместные с региональной властью планы. Весной УТТиСТ планирует пробную обкатку систем «Антисон», в том числе как пилотный проект под эгидой правительства ЯНАО. Камера, направленная на водителя, будет анализировать его лицо и «сигналить», например, в случае учащённого моргания (признак усталости), долгого закрытия глаз, затяжного увода взгляда в сторону от дороги.
Также в УТТиСТ будут развивать систему собственного электронного документооборота по специфическим внутренним процедурам. На первом этапе она станет учитывать сроки действия водительских удостоверений, ежегодный медицинский осмотр, внутренние экзамены (и автоматически напоминать о них ближе к датам). А дальше включит в себя похожий функционал по техосмотрам и разрешениям на перевозку опасных грузов.
И ещё одна небольшая на фоне прочих сложных систем новинка УТТиСТ, достойная упоминания как пример креативной идеи. Она касается отказа от больших ламинированных листов с мелким шрифтом – информации для пассажиров о безопасности движения. Вместо них уже в ближайшие недели в транспорте станут размещать QR-коды с зашитой гиперссылкой, по которой и будут опубликованы последние информационные материалы, в том числе и с описанием слепых зон разных видов транспорта. Ссылка по коду всегда может быть одной, а вот страница за ней – меняться хоть каждый месяц и, допустим, содержать в себе не только текст, но видеоинструкцию с системой обратной связи, которые можно открыть тут же, с собственного смартфона.
Ринат МАКЕЕВ, заместитель начальника отдела безопасности дорожного движения УТТиСТ:
– Многие задачи по цифровому развитию в области безопасности дорожного движения требуют специфических профильных знаний. И мы вышли с предложением в СИУС сформировать совместную рабочую группу с УТТиСТ, для того чтобы решать не только наши внутренние локальные задачи, но сразу постараться сделать их частью большой ИУС ПБ, учесть и масштабировать наш опыт, в том числе и на сторонние организации.
Зри в «цифру»
Даже беглый рассказ о разных новациях в производственной безопасности занял немало места. Очевидно, что список неполный и лишён массы деталей. Но в конце хочется упомянуть и о пилотном использовании в ООО «Газпром добыча Ямбург» одной из сквозных технологий – машинного зрения.
Смысл сквозных технологий в том, что они могут использоваться как интегрирующие элементы, связывающие разномастные сферы. Распознавание образов на цифровой картинке – как раз один из примеров.
В 2021 году такое компьютерное зрение опробовали для контроля исполнения Ключевых правил безопасности (система определяла наличие-отсутствие медицинской маски, а также – держался ли человек на лестнице за поручень) и для контроля доступа транспорта на объекты нашего предприятия (распознавание номеров).
И это уже не будущее, а настоящее.
Коротко о цифровом развитии ООО «Газпром добыча Ямбург»
Цифровизация в производственной безопасности – часть большой стратегии ПАО «Газпром» по цифровой трансформации, что в свою очередь является составной частью государственного проекта по развитию в рамках так называемой «Индустрии 4.0». Для решения задач по цифровой трансформации в 2021 году в ООО «Газпром добыча Ямбург» создан штаб цифрового развития. Осенью 2022 года в Ямбурге прошла стратегическая сессия «Цифровая трансформация в ООО «Газпром добыча Ямбург», по итогам которой определились первоначальные приоритеты и началось внедрение целого ряда цифровых инициатив в разных направлениях деятельности предприятия. В том числе три из них – в сфере производственной безопасности.
Материал газеты «Пульс Ямбурга» № 6 (1551) 13 февраля 2023 г.
Иван БОНДАРЕВ
Фото автора, Андрея СНЕГИРЁВА, Евгения ГЕРОЯНА,
из архива ППО и ССОиСМИ ООО «Газпром добыча Ямбург»
Теги: Газпром добыча Ямбург, Профсоюз, Охрана труда, Цифровизация