Герой: Виктор Михайлович Бочкарев (1919 – 1986).
Автор: ООО «Газпром трансгаз Ставрополь», ЦМПИ инженер-конструктор Александр Владимирович Бочкарев, внук В.М. Бочкарева.
Орден Отечественной войны… Его не пришлось носить на лейтенантском кителе молодому советскому офицеру – моему дедушке Виктору Михайловичу Бочкареву. Так уж сложилось. Война по-своему перекраивала человеческие судьбы, не считаясь даже с самыми благородными порывами и устремлениями.
Бойцы тридцать девятого года призыва рвались на поля сражений с финнами. В их числе был и молодой учитель Виктор Бочкарев – уроженец станицы Каменнобродской, что раскинулась неровными рядами домов средь холмистых степей Ставрополья. Но Бочкарев попадает не на финский фронт, а в Ленинградское военное училище – армия нуждалась в офицерских кадрах. Однако врачи признают его негодным к строевой службе и предлагают ветеринарное отделение училища. Но подтянутый сержант Бочкарев демонстрирует твердое желание стать строевым офицером, с непоколебимостью в голосе уверяет приемную комиссию, что не боится никаких трудностей службы и слышит заветное «Что ж – будем служить!»
Так сержант Бочкарев стал курсантом Ленинградского пехотного краснознаменного имени Кирова училища. Когда в 1941-м над страной загремели залпы военных орудий, училище переправили в город Балашов, а потом в Сызрань и переименовали в танковое. В скором времени в часть поступили танки английского производства. Офицеры радовались – начали пристреливать орудия, отрабатывать ходовые качества машин. Экипаж каждого танка был готов к бою в любую минуту, но…пришла новая партия машин, а объезженные пришлось передать действующим частям. И все по-новому: испытания новой техники, опять рапорты на фронт.
И вот из Москвы, куда отправляли готовые к бою машины, пришла в Сызрань телеграмма с требованием срочно выслать экипаж для устранения неисправности в одном из танков. И повезло именно экипажу Виктора Бочкарева. Двенадцать часов езды на «полуторке» и ребята попадают в столицу Родины. А из Москвы на платформах уже мчатся туда, где за Западной Двиной укрепились фашисты.
Все яснее чувствовалось суровое дыхание войны… Паровоз, пробитый пулями и оцарапанный осколками, часто останавливался в ожидании ремонта взорванных путей. На одной из таких остановок налетел немецкий самолет и стал бомбить эшелон. Ненависть к врагу охватывает молодого Бочкарева – под обстрелом погибает хороший товарищ, младший лейтенант Иван Лукашин…
И вот первый бой. Путь к линии огня лежал через мелкий лесок. Танк, командиром которого был Бочкарев, рванул вперед. На глазах команды подбивают один из танков, других экипажей не видно. Вокруг рвутся снаряды и стучатся в броню пули. Первый снаряд танкового экипажа Бочкарева заставляет «замолчать» один из ДЗОТов. За пригорком показывается немецкая пехота, ее останавливает пулеметная очередь. Танк смельчаков идет вдоль укреплений противника, уничтожая ДЗОТы один за другим. И вот на поле боя наступает тишина. И тут приказ о возращении на исходные позиции. Остальные машины не смогли приблизиться к огневым точкам врага, застряв в болоте. Пришлось экипажу танка Бочкарева выручать товарищей. По пути в расположение части немцы снова открыли огонь и на этот раз подбили танк Бочкарева. Вернулся в часть экипаж только вечером следующего дня – после устранения поломки…
Командование высоко оценило поступок экипажа, которым командовал молодой офицер Бочкарев, представив его к награде. Но ему не пришлось носить на кителе Орден Отечественной войны I степени … Награда нашла бывшего танкиста советской армии лишь через два десятилетия. Она пополнила послужной список фронтовика, в котором уже значились медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и медаль «За трудовое отличие».
После войны Виктор Михайлович вернулся к ответственной работе педагога в каменнобродской средней школе. Получил высшее профильное образование в Ставропольском педагогическом институте. Судьба подарила Виктору Михайловичу встречу с Фаиной Григорьевной, в браке с которой на свет появились четверо сыновей. Всю жизнь Виктор Михайлович считал, что нет почетнее труда, чем воспитывать подрастающее поколение и прививать ученикам лучшие человеческие качества: бескорыстие, честность и трудолюбие.