С большого исторического события начался 2019 год для «Газпром ПХГ», «Газпрома», да и всей в России. 8 января в Калининградской области были введены в эксплуатацию морской терминал по приему природного газа и плавучая регазификационная установка (ПРГУ) «Маршал Василевский». Реализация проекта укрепила энергетическую мощность региона, создав резервный, совершенно независимый от иностранных государств путь поставок голубого топлива. Уникальный для нашей страны терминал стал ещё одним важнейшим производственным объектом Калининградского УПХГ. Чтобы он был пущен в эксплуатацию согласно запланированным срокам, специалисты калининградского и других филиалов «Газпром ПХГ» последние месяцы прошлого года провели практически «без сна и отдыха», зачастую в экстремальных условиях.
В два часа дня со специальной площадки Генеральный директор «Газпром ПХГ» Игорь Сафонов доложил присутствующему на торжественном мероприятии Президенту России Владимиру Путину: «Уважаемый Владимир Владимирович!.. На строительстве волнолома, на котором мы находимся, и приемного терминала за моей спиной было задействовано порядка 2000 работников «Газпрома» и подрядных организаций… С технической точки зрения это уникальные и сложные сооружения… С этого терминала по 13-километровому газопроводу под давлением в 75 атмосфер газ поступает в газотранспортную систему Калининградской области для подачи потребителям или закачки в подземное хранилище газа». Несомненно, присутствие главы государства само по себе подчеркнуло значимость события, Президент в своем выступлении сказал о важности новых объектов. Кроме Владимира Владимировича Путина в мероприятии приняли участие Председатель Правления ПАО «Газпром» Алексей Миллер, Полномочный представитель Президента России в Северо-Западном федеральном округе Александр Гуцан, Губернатор Калининградской области Антон Алиханов, руководители профильных подразделений компании, дочерних и подрядных организаций.
Одним из самых ярких, показательных моментов торжественной церемонии стала временная остановка транзита газа по привыч-ному пути. «Уважаемый Владимир Владимирович, на схеме сейчас можно наблюдать, что полностью отключена система поставок газа через МГП «Минск – Вильнюс – Каунас – Калининград» и газоснабжение Калининградской области в текущий момент полностью осуществляется через приемный морской терминал», – сообщил Алексей Миллер. Таким образом, специалисты проверили и продемонстрировали готовность новой системы к работе. «Реализован уникальный для России, технически сложный проект государственного значения. Калининградская область получила абсолютно независимый маршрут поставок газа. «Газпром» вывел энергобезопасность региона на принципиально новый уровень. Работа компании по дальнейшему повышению надежности газоснабжения Калининградской области будет продолжена», – сказал Алексей Борисович.
Как было отмечено выше, пущенные в эксплуатацию объекты неоднократно названы уникальными. Так в чем же их главные особенности?
Ключевым элементом терминала является стационарный морской причал с волноломом – уникальный для отечественной практики технологический объект. Он расположен в пяти километрах от берега. Глубина моря около него достигает 19 м, что обеспечивает возможность швартовки плавучей регазификационной установки. Причал представляет собой установленную на 177 сваях монолитную плиту длиной 125,5 м, выполненную из высокопрочного бетона. На ней размещено специальное оборудование для приема газа и швартовые устройства. Со стороны моря причал защищен мощным С-образным волноломом длиной 728 м. Конструкция объекта обеспечивает безопасную работу судна и способна выдерживать сильные балтийские штормы. «Маршал Василевский» – единственная плавучая регазификационная установка в России. Судно перевозит СПГ (емкость резервуаров – 174 тыс. куб. м) и выполняет его регазификацию – перевод СПГ из жидкого состояния в газообразное.
Процесс регазификации начинается на судне после его швартовки к причалу. Затем газ, переведенный в газообразное состояние, направляется в существующую газотранспортную систему через построенный 13-километровый газопровод-подключение. Далее газ поставляется потребителям или закачивается в Калининградское ПХГ. Терминал и ПРГУ обеспечивают возможность получения природного газа морским транспортом в объеме до 3,7 млрд куб. м в год и способны при необходимости удовлетворить текущие и перспективные потребности Калининградской области.
Волнолом, защищающий причал, имеет сложную конструкцию. По всей длине на уложенном на дне каменном основании (так называемой «каменной постели») размещены 29 металлических цилиндров диаметром 20 м, высотой 21 м и массой более 200 тонн каждый. Внутри они заполнены щебнем, а снаружи обработаны антикоррозийным полимерным материалом. Со стороны моря цилиндры укреплены насыпью из камней (весом до 6 тонн каждый) и более чем 20 тысячами специальных железобетонных блоков (тетраподов; весом от 7,8 до 25 тонн каждый).
На ПРГУ «Маршал Василевский» расположены три регазификационные линии (включая одну резервную). Судно соответствует ледовому классу Arc 4, имеет возможность самостоятельного плавания во льдах толщиной до 0,8 м.
Сам Александр Червоник, оператор технологических установок 5-го разряда Калининградского УПХГ, на вопрос, что чувствовал в такой сложный момент, отвечает: «Когда я поднимался на верх стендера, было, конечно, страшно. Из-за ветра и дождя этот подъем оказался еще сложнее, чем я предполагал. Спасибо моим товарищам, которые помогали и подбадривали с площадки своими советами. Когда я оказался на самом верху, уверенности у меня сильно поубавилось (смеется), но задачу по прикреплению гидравлических трубок надо было выполнить. Примерно через полчаса мне удалось закрепить трубки, пусть и подручными средствами. Главное, что стендер мы смогли подсоединить!». Надо сказать, что с ситуациями, требующими оперативных решений и нестандартного подхода, работникам калининградской «подземки» приходилось сталкиваться буквально на каждом шагу. «Очень трудным был момент наладки всего оборудования еще до прихода ПРГУ «Маршал Василевский», – говорит мастер участка по эксплуатации морского причала Артём Гриднев. – Например, тот же стендер – импортное оборудование, и опыт работы с ним имеется у малого количества людей вообще в России. Поэтому приходилось все начинать с нуля, расспрашивать представителя зарубежного завода-изготовителя, изучать руководство по эксплуатации оборудования. И первое соединение стендера с грузовым манифольдом ПРГУ, на мой взгляд, – самое яркое событие стройки. Это был очень непростой процесс. В такие моменты приходит полное осознание того, что именно ты сделал, и значимость этой работы для всей Калининградской области».
По словам инженера Службы автоматизации, метрологического обеспечения и связи Игоря Данилова, самым трудным в работе были суровые условия зимней Балтики, высокая влажность и мороз при пронизывающем ветре. Поддерживает его и электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования 6-го разряда Игорь Иванов: «Главная задача, которую я должен был выполнить, – обеспечить работу электрооборудования терминала и подстанции. И очень нелегко было выходить в смену во время шторма. Каждый раз приходилось действовать по обстановке». И как бы резюмируя все сказанное коллегами, своими мыслями поделился оператор технологических установок 5-го разряда Олег Поляков: «Работая на этой грандиозной стройке, и мы, и весь коллектив абсолютно отдавали себе отчет в том, что данный проект – это огромный шаг для России к независимости. Мне кажется, этот проект соизмерим по значимости с Крымским мостом, ведь он обеспечивает энергетическую безопасность Калининградской области. Выполняя свою задачу по присоединению ПРГУ «Маршал Василевский» к морскому причалу через специальные стендеры, я ощущал большую ответственность за свою работу. Несмотря на тяжелые погодные условия и напряженный график работы, которые пришлись на завершающую часть монтажа, нам удалось не только наладить, но и опробовать работу оборудования в максимально экстремальных условиях. Кульминацией всей нашей работы стал момент торжественного открытия морского производственного комплекса по приемке сжиженного газа Президентом России и открытие возможности снабжения природным газом Калининградской области морским путем».
Калининградцы знают проблемы газоснабжения региона не понаслышке. Газовая труба пришла в область лишь в 1985 году. 90% населения обеспечивалось привозным газом. Люди еще помнят газовые баллоны, которые надо было выкатывать перед домом, под стеклянной банкой оставлять деньги и ждать, пока баллоны заменят на новые. Но в 2000-х закипела серьезная работа, в 2008 году началась подготовка к строительству Калининградского подземного хранилища газа. И уже в 2013 году на торжественной церемонии открытия «подземки» была представлена презентация морского терминала по регазификации – грандиозного проекта «Газпрома». «Нам тогда это казалось чем-то фантастическим, а сроки просто нереальными, – рассказывает инженер по электрохимической защите Калининградского УПХГ Алексей Кожуков. – Однако, несмотря на все трудности, сегодня мы видим, что это возможно. Все, что происходило во всех направлениях строительства, не описать, поэтому расскажу на примере небольшого участка защиты от коррозии подземных трубопроводов. В 2015 году на планерке мы узнали, что надо готовиться к масштабной стройке, будет сложно, многие механизмы взаимодействия будут отлаживаться по ходу строительства, нужно набраться сил, терпения и приступать к работе. И в первых числах января 2016 года начался процесс. Повсюду вокруг компрессорной станции некогда заброшенные поля стали оживать. На глазах появился временный жилой городок для рабочих, вокруг образовывались базы и склады под оборудование, строились дороги, необходимые для подъезда тяжелой техники к местам работ. Вместе с этим определились с базой, где будут производить оболочки большого диаметра. Оболочка – это металлоконструкция весом в 140 тонн и высотой примерно с 6-этажный дом, имеющая форму цилиндра. Тогда я слабо представлял, для чего это нужно. Мне, как инженеру по электрохимической защите, было поручено задание проверять периодически качество нанесения изоляционного защитного покрытия на эти самые оболочки. Приехав на строительную площадку, я увидел огромные «бочки» и спросил у сопровождающего: «А бочки-то зачем? И где наше оборудование?». Специалист по стройконтролю улыбнулся и сказал, это и есть будущие опоры волнолома: листы металла толщиной в 20 мм.
Неделя за неделей вырастали новые конструкции, и встал вопрос по зачистке металла и его окраске. Оболочки такой высоты и веса некуда было разместить. Ни один ангар не смог вместить в себя такую громадину и в таком количестве. Стали обрабатывать металл на самой площадке. Из-за высокой влажности зачистка до металлического блеска сводилась к нулю. После зачистки появлялась ржавчина, наносить изоляционное покрытие на такую поверхность было нельзя, тем более что оно должно наноситься при определенной температуре на хорошо разогретую поверхность. Что делать? Стали сооружать леса вокруг оболочек и укрывать специальным войлоком, снизу несколько тепловых пушек подогревали места рабочей зоны. Площадка быстро застраивалась. Места стало не хватать, нужно было срочно вывозить конструкции в море. Но как поднять140-тонную махину, переместить и погрузить на судно? И снова пришло нестандартное решение… В то же самое время началась подготовка сухопутной части газопровода. Частые дожди мешали проходу спецтехники. В болотистой местности техника просто тонула, строители зачастую не могли добраться до своих рабочих мест, приходилось применять смекалку. Грузовая техника, сползшая в кювет, выталкивалась экскаваторами или вытягивалась более мощными тягачами. Работа кипела. Для всех это был тяжелый труд, некоторые не выдерживали и уходили в поисках спокойной работы. Но тут задача была особой важности, кто понимал это, тот продолжал самоотверженно трудиться. 2017 год нам не забыть никогда! Это была проверка на прочность наших нервов и сил. Основа волнолома и будущего причала была готова, и тут наступал сезон штормов. От удара волн металл гнуло, словно лист фольги, многие бетонные конструкции превратились в пыль, строительную технику ломало и опрокидывало в море… Колоссальных сил стоило, стиснув зубы, несмотря ни на что, начать восстанавливать все заново и довести дело до конца. В эти годы строительства мне многое удалось повидать и получить колоссальный опыт в работе… И вот 8 января 2019 года я, житель Калининградской области, работник Калининградского УПХГ – филиала «Газпром ПХГ», стою на волноломе причала по регазификации газа, а за моей спиной расположено огромное судно ПРГУ, названное в честь маршала Александра Михайловича Василевского, который в 45-м руководил штурмом Кенигсберга. Рядом со мной плечом к плечу – мое руководство и коллеги. В прямой трансляции с нами общается Председатель Правления «Газпрома» Алексей Борисович Миллер, а Президент страны Владимир Владимирович Путин поздравляет с реализацией проекта и Новым годом… Полное ощущение, что в эти минуты на нас смотрит вся страна и весь мир. Это необыкновенное чувство гордости сложно описать словами. Мы это сделали, и мы не подведем!»
Наша цитата:
Владимир Путин: «Сегодня здесь, в Калининградской области мы присутствуем при очень важном событии и для энергетики России, и для обеспечения Калининградской области, всего региона. Это первый подобный проект в российской энергетике – создание регазификационного терминала… Конечно, мы с вами понимаем, знаем хорошо, что доставка первичного энергоресурса, такого как природный газ, на подобные расстояния трубой является более экономически целесообразным способом доставки, более дешевым. Но для нас, для Калининградской области в частности, это, скорее всего, резервная мощность, которая существенным образом минимизирует, а точнее сказать, сводит на нет все транзитные риски».
Наша справка:
Калининградское ПХГ введено в эксплуатацию в 2013 году и стало первым в России хранилищем, созданным в отложениях каменной соли. Такое ПХГ обладает рядом преимуществ по сравнению с хранилищами в истощенных месторождениях или водоносных пластах. Соляные каверны являются идеальными по герметичности резервуарами – соляной купол непроницаем для газа. Калининградское ПХГ можно оперативно переключать из режима отбора в режим закачки и обратно (мультицикличность), в короткие сроки выводить на максимальную производительность. В настоящее время на Калининградском ПХГ действуют четыре резервуара с оперативным резервом газа 174 млн куб. м. Продолжается расширение мощностей хранилища: к 2025 году количество резервуаров планируется увеличить до 14, объем оперативного резерва газа – до 800 млн куб. м.
Автор: Елена Миленькая,
Идея: Виктор Поладько, председатель «Газпром ПХГ профсоюза»