НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
(сентябрь - октябрь 2024 г.)
Работодателей обязали оплачивать неиспользованные отгулы при увольнении работников
В Трудовой кодекс российской Федерации (далее - ТК РФ) внесены поправки, обязывающие работодателей выплачивать компенсации за неиспользованные отгулы при увольнении работников.
В частности, установлено, что отгул по желанию работника может быть использован в течение года со дня работы в выходной или нерабочий праздничный день либо присоединен к отпуску за тот же период. При увольнении работнику, который не использовал такой день отдыха, выплатят разницу между полагавшейся ему оплатой работы в выходной или нерабочий праздничный день и фактической оплатой работы в этот день. Это касается всех отгулов за работу в выходные или нерабочие праздничные дни, не использованных в период трудовой деятельности у конкретного работодателя.
Закон вступает в силу с 1 марта 2025 г.
Документ: Федеральный закон от 30.09.2024 № 339-ФЗ «О внесении изменений в статью 153 Трудового кодекса Российской Федерации».
Тарифы и порядок уплаты страховых взносов на травматизм не изменятся
Законом устанавливается, что на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются страхователями в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22 декабря 2005 г. № 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год».
При этом сохраняются условия установления и размеры тарифов, действовавших в 2024 году, – 32 страховых тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (от 0,2 до 8,5 процента к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа, и включаются в базу для начисления страховых взносов на данный вид страхования) в соответствии с видами экономической деятельности по классам профессионального риска.
Также сохранена льгота по уплате взносов при использовании труда инвалидов.
Закон вступает в силу с 1 января 2025 г.
Документ: Федеральный закон от 26.10.2024 № 352-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов».
Государство поддержит комплексные строительные проекты российских организаций за рубежом
Обеспечена возможность господдержки комплексных строительных проектов, реализуемых на территории иностранных государств субъектами деятельности в сфере промышленности или российскими организациями инфраструктуры поддержки промышленности, в целях развития экспортного потенциала России и продвижения на зарубежные рынки российской промышленной продукции.
Установлены требования в отношении минимальной доли российской продукции, которая используется при комплексном строительстве промышленных объектов на территориях иностранных государств.
Меры стимулирования будут осуществляться в соответствии с госпрограммами (подпрограммами) Российской Федерации.
Документ: Федеральный закон от 26.10.2024 № 357-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации».
Госдума повысила МРОТ до 22 440 рублей
Государственная Дума 22 октября одобрила во втором и третьем чтениях законопроект, предусматривающий повышение минимального размера оплаты труда (МРОТ) с 1 января 2025 года. Согласно принятому документу, МРОТ увеличится на 16,6% и составит 22 440 рублей.
Планомерное увеличения МРОТ является одной из национальных целей развития, установленных Президентом России. К 2030 году планируется увеличение МРОТ до 35 тысяч рублей. В настоящее время, в 2024 году, минимальный размер оплаты труда составляет 19 242 рубля.
МРОТ определяется как 42% от медианной заработной платы за прошлый год, с учетом региональных коэффициентов дифференциации. Начиная с 2025 года установлена норма о соотношении между МРОТ и медианной заработной платой не менее 48%. Медианная зарплата — это заработанная плата, больше и меньше которой получают половина работающих граждан. В 2023 году медианная заработная плата составляла 46 751 рубль.
Документ: Федеральный закон от 29.10.2024 № 365-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда».
Предусмотренные Правительством особенности правового регулирования трудовых отношений в 2022 - 2024 годах распространены на организации приграничных территорий, находящиеся в простое
Соответствующие дополнения внесены в Постановление Правительства РФ от 30.03.2022 N 511.
Работники таких организаций, вынужденно покинувшие соответствующие территории в экстренном массовом порядке, вправе трудоустраиваться к другому работодателю на полную ставку без предъявления документов, подтверждающих необходимое образование и квалификацию.
Документ: Постановление Правительства России от 03.10.2024 № 1329 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30.03.2022 № 511».
Правительство России утвердило перенос выходных дней в 2025 г.
В 2025 г. переносятся следующие выходные дни:
- с субботы 4 января на пятницу 2 мая;
- с воскресенья 5 января на среду 31 декабря;
- с воскресенья 23 февраля на четверг 8 мая;
- с субботы 8 марта на пятницу 13 июня;
- с субботы 1 ноября на понедельник 3 ноября.
В результате новогодние каникулы продлятся 11 дней: с 29 декабря 2024 г. по 8 января 2025 г. включительно. На 23 февраля и 8 марта выпадет по 2 выходных (22-23 февраля и 8-9 марта).
На Первомай и День Победы будем отдыхать по 4 дня: с 1 по 4 мая и с 8 по 11 мая.
На День России также будет 4 выходных (с 12 по 15 июня). На День народного единства выпадет 3 выходных (2-4 ноября), но перед ними будет рабочая суббота.
Новогодние каникулы в 2025 г. начнутся с 31 декабря.
Документ: Постановление Правительства России от 04.10.2024 № 1335 «О переносе выходных дней в 2025 году».
Установить самозапрет на выдачу кредитов можно будет на Госуслугах
Граждане смогут устанавливать самозапрет на выдачу потребительских кредитов и микрозаймов.
Заявление можно будет направить двумя способами. Во-первых, через Госуслуги. Оно будет переадресовано в уполномоченные бюро кредитных историй, после чего уведомление о принятом решении придет в личный кабинет. Второй способ подачи заявления - личный визит в МФЦ. В этом случае информация о решении бюро кредитных историй будет не только предоставлена через МФЦ, но и отобразится в личном кабинете на Госуслугах.
Постановление вступает в силу с 1 марта 2025 г.
Документ: Постановление Правительства России от 14.10.2024 № 1368 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 01.03.2022 № 277».
Утверждены правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, правила регистрации безработных граждан, а также правила определения органом службы занятости подходящей работы
В связи с принятием нового Закона о занятости населения Правительство России заново урегулировало вопросы:
- регистрации граждан в целях поиска подходящей работы;
- регистрации безработных граждан;
- определения органом службы занятости подходящей работы.
Согласно принятому постановлению реализация положений утвержденных правил осуществляется с использованием Единой цифровой платформы «Работа в России», а также ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», интегрированной с указанной цифровой платформой.
Вводится индивидуальный план содействия занятости, который формируется на единой цифровой платформе на основании результатов профилирования гражданина и согласование которого обязательно для признания его безработным.
Постановление вступает в силу с 1 января 2025 г.
Документ: Постановление Правительства России от 16.10.2024 № 1379 «Об утверждении Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, Правил регистрации безработных граждан и Правил определения органом службы занятости подходящей работы гражданину, ищущему работу, а также безработному гражданину».
Установлен порядок использования аптечки для оказания первой помощи работникам
Установлены требования к размещению, хранению и использованию аптечки для оказания первой помощи работникам с применением медизделий.
Приказ вступает в силу с 1 марта 2025 г. и действует до 1 марта 2031 г., за исключением отдельных норм, которые будут действовать с 1 января 2025 г.
Документ: Приказ Минтруда России от 09.08.2024 № 398н «Об утверждении требований к размещению, хранению и использованию аптечки для оказания работниками первой помощи пострадавшим с применением медицинских изделий», зарегистрировано в Минюсте России 10.09.2024 за № 79417.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ
Поправки в Трудовой кодекс Российской Федерации о регулировании труда работников, выполняющих функции наставников, приняты в третьем чтении
Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, беспрецедентную роль в практической подготовке молодых специалистов и профессиональной адаптации новых работников на предприятии играют наиболее авторитетные, опытные и результативные работники, выступающие в качестве наставников. Создание условий для развития наставничества относится к основным задачам, определенным в указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Программы наставничества реализуются во многих регионах страны, практика наставничества широко распространена на государственной гражданской службе, однако единая система наставничества в масштабах Российской Федерации не сформирована.
Наставничество в различных сферах трудовой деятельности следует определять с учетом особенностей каждой сферы, в связи с чем предлагается закрепить в ст. 151 ТК РФ, что доплаты за выполнение функций наставника производятся с учетом гарантий, утверждаемых федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, актами социального партнерства, а при их отсутствии – локальными нормативными актами. Таким образом, предполагается, что на федеральном и региональном уровнях будет сформирован единый подход к понятию и содержанию наставничества для каждой профессиональной отрасли, а также установлены требования к наставникам с учетом отраслевых особенностей, закреплены необходимые гарантии и статус наставника, что в свою очередь будет способствовать повышению ответственности наставников при исполнении ими своих трудовых функций.
Также в ст. 60.2 ТК РФ предлагается определить порядок привлечения наставника к исполнению им своих обязанностей путем включения исполнения работником функций наставника в содержание дополнительной работы по такой же профессии (должности).
Планируют, что поправки вступят в силу с 1 марта 2025 года.
Документ: Проект федерального закона 575296-8 «О внесении изменений в статью 60.2 и статью 151 Трудового кодекса Российской Федерации» / https://sozd.duma.gov.ru/bill/575296-8.
Рассмотрение законопроекта о возможности закрепления в коллективном договоре мер поддержки добровольческой (волонтерской) и благотворительной деятельности отложено
Законопроектом предложено дополнить статью 41 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) положением о возможности включения в коллективный договор вопросов поддержки добровольчества (волонтерства) и благотворительной деятельности.
Предусмотренная законопроектом норма будет способствовать развитию благотворительности и волонтерского движения в стране и достижению национальной цели, определенной указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», в части увеличения доли граждан, занимающихся волонтерской (добровольческой) деятельностью или вовлеченных в деятельность волонтерских (добровольческих) организаций.
Разработчики проекта отмечают, что введение возможности предоставления в коллективном договоре мер поддержки работников для осуществления ими добровольческой (волонтерской) и благотворительной деятельности является эффективным инструментом стимулирования включения работающего населения в благотворительность и добровольческие (волонтерские) активности.
Для работодателей вовлеченность работников в благотворительную и волонтерскую деятельность также несет в себе ряд положительных результатов.
Корпоративное волонтерство – актуальная и эффективная форма проявления социальной ответственности компаний и их сотрудников. Этот инструмент взаимодействия с обществом и властью, объединения персонала вокруг значимых социальных проблем становится всё более действенным и востребованным. Примерами активно развивающих корпоративное добровольчество компаний, вовлекающих десятки тысяч сотрудников в добровольческие акции и проекты, являются «Росатом», «Газпром», «РЖД», «РУСАЛ», «Норникель» и ряд других крупных компаний из различных отраслей экономики.
Добровольчество улучшает климат в организации, укрепляет корпоративную культуру, повышает лояльность и вовлеченность сотрудников, а это, в свою очередь, влияет на экономические показатели – в компаниях с высоким уровнем вовлеченности персонала отмечаются более высокие показатели выручки на одного сотрудника и общей прибыли для акционеров.
Корпоративные волонтеры демонстрируют большую по сравнению с остальными сотрудниками производительность труда. Волонтерские проекты положительно влияют на оценку деятельности компании со стороны сотрудников, улучшают репутацию компании на рынке труда. По разным оценкам, от 40 до 60% людей трудоспособного возраста признают, что им важно работать в компании с высоким уровнем социальной ответственности.
Однако, рассмотрение указанного проекта федерального закона отложено, протокол заседания Совета Государственной Думы от 04.12.2023 № 141.
Документ: Проект Федерального закона № 385290-8 «О внесении изменения в статью 41 Трудового кодекса Российской Федерации» / https://sozd.duma.gov.ru/bill/385290-8.
Предложена Методика оценки вклада периодов работы во вредных и опасных условиях труда на предыдущих местах работы
Проектируемый документ определяет способы оценки вклада периодов работы во вредных и опасных условиях труда на последнем и предыдущих местах работы в возникновение хронического профессионального заболевания на основании сведений о классе условий труда или категории риска по производственному фактору, вызвавшему хроническое профессиональное заболевание.
Оценка вклада осуществляется за все периоды работы с начала трудового стажа работника на последнем и предыдущих местах работы во вредных и/или опасных условиях, вне зависимости от того, была ли она постоянной или временной (на основе срочного трудового договора, на основе договора на выполнение определенного объема работ, сезонная занятость, занятость в агентствах, предоставляющих труд третьей стороне).
Документ: Проект приказа Минздрава России «Об утверждении Методики оценки вклада периодов работы во вредных и опасных условиях труда на предыдущих местах работы» / https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=148734.
КОММЕНТАРИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА
Повышенная оплата работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, не может включаться в сумму заработной платы работника, размер которой не превышает минимального размера оплаты труда
Не противоречащими Конституции России признаны статья 129, части первая и третья статьи 133 Трудового кодекса России, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают включения в состав заработной платы (части заработной платы) педагогического работника, не превышающей минимального размера оплаты труда, дополнительной оплаты за выполнение с письменного согласия педагогического работника дополнительной работы, не входящей в его основные должностные обязанности в соответствии с квалификационными характеристиками по замещаемой им должности, и (или) учебной (преподавательской) работы сверх установленной нормы часов.
Документ: Постановление Конституционного Суда России от 23.09.2024 № 40-П «По делу о проверке конституционности статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой - четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Е.Н. Харюшевой».
ФНС сообщает о новом порядке внесения в ЕГРЮЛ изменений в сведения о руководителях организаций
Участникам ООО (кроме кредитных и некредитных финансовых, специализированных ООО) при избрании нового руководителя (гендиректора) теперь необходимо обращаться к нотариусу за удостоверением факта такого решения. Нотариус подпишет заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ (ранее это делал новый директор) и самостоятельно отправит его в электронном виде в регистрирующий орган.
В отношении юрлиц иных организационно-правовых форм при избрании (назначении) руководителя нотариус после свидетельствования подлинности подписи заявителя самостоятельно отправит заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ в рамках одного нотариального действия. Это позволит сократить временные и финансовые затраты заявителей. Исключение - кредитные и некоммерческие организации, регистрируемые через ЦБ РФ и Минюст.
Документ: Информация Федеральной налоговой службы от 03.09.2024 «Изменился порядок смены руководителя организации в ЕГРЮЛ» / СПС Консультант Плюс.
Бюджетная, налоговая и таможенно-тарифная политика: известны планы на ближайшие три года
Ожидается, что по итогам 2024 г. темпы роста экономики сложатся на уровне 3,9% ВВП. В 2025-2027 гг. экономическая динамика вернется на умеренную траекторию в 2,5-2,8%.
На фоне высокого внутреннего спроса, превышающего возможности расширения выпуска, темп роста потребительских цен будет находиться на повышенном уровне - около 7,3% к концу 2024 г. В дальнейшем планируется возврат к целевому ориентиру в 4%.
В части НДФЛ вводятся вычеты для малообеспеченных семей с детьми и увеличиваются стандартные вычеты на детей (с 1400 до 2800 руб. на второго ребенка, с 3000 до 6000 руб. на последующих). При этом увеличивается ставка для граждан со сверхвысокими доходами.
Для отраслей с высокой операционной рентабельностью и низким уровнем налоговой нагрузки увеличивается уровень налогообложения рентных доходов. Увеличение ставки по налогу на прибыль до 25% будет сопровождаться расширением применения действующих преференциальных механизмов. С 2025 г. заработает федеральный инвестиционный вычет.
Также предусмотрено расширение границ, при которых малый бизнес может применять УСН, с введением обязанности уплачивать НДС при повышении порога выручки в 60 млн руб.
Реализуют программу льготного кредитования экспортных проектов, связанных с производством высокотехнологичной продукции. Экспортерам промышленной продукции компенсируют логистические затраты.
В 2025-2030 гг. создадут 50 передовых инженерных школ высшего образования в партнерстве с высокотехнологичными компаниями и научными организациями (в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, транспорте и социальной сфере).
Технологическое оборудование, аналоги которого не производятся в России, освободят от НДС и ввозной пошлины. Просубсидируют затраты на НИОКР (до 70% затрат) и ОКР в области средств производства электроники. Для организаций радиоэлектронной промышленности на 3 года установят пониженную ставку налога на прибыль.
Для организаций в сфере IT и радиоэлектронной промышленности предусмотрены пониженный тариф страховых взносов 7,6% и введение до 2030 г. пониженной ставки налога на прибыль в 5%.
Создадут цифровую платформу, направленную на использование гражданином всех возможностей системы здравоохранения (получение дистанционных заключений специалиста, оценка здоровья, предупреждение заболеваний, предотвращение осложнений, подбор лечения).
В 2025 г. МРОТ составит 48% медианной зарплаты - таким образом, он превысит 22 тыс. руб. (до 22 440 рублей, рост на 16,6%). К 2030 г. МРОТ будет составлять не менее 35 тыс. руб.
Документ: Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов (утв. Минфином России) / СПС Консультант Плюс.
О расчете сверхурочных выплат с 1 сентября 2024 г.
С 1 сентября 2024 г. вступили в силу изменения, конкретизирующие порядок оплаты сверхурочной работы. Теперь при расчете будут учитывать компенсационные и стимулирующие выплаты. Первые два часа сверхурочной работы должны оплачиваться не менее, чем в полуторном размере, а последующие - не менее, чем в двойном. При этом продолжительность такой работы не может превышать 4 часов в течение 2 дней подряд и суммарно 120 часов - за год.
По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может быть компенсирована дополнительным временем отдыха.
Документ: Информация Минтруда России от 02.09.2024 «Минтруд: размер сверхурочных рассчитают с учетом компенсационных и стимулирующих выплат» // СПС Консультант Плюс.
О перерывах в работе за компьютером
Согласно ч. 1 первой ст. 109 ТК РФ на отдельных видах работ предусматривается предоставление работникам в течение рабочего времени специальных перерывов, обусловленных технологией и организацией производства и труда (далее - технологические перерывы). При этом виды этих работ, продолжительность и порядок предоставления таких перерывов устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.
В силу названной нормы закон наделяет работодателя правом самостоятельно определять перечень работ, при выполнении которых сотрудникам предоставляются технологические перерывы. При этом предоставление таких перерывов может быть обусловлено как спецификой производства, так и организацией труда на конкретном предприятии.
Обязанность по предоставлению технологических перерывов отдельным категориям работников может быть возложена на работодателя нормативными актами.
Отметим, что ранее упоминание о перерывах для работающих за компьютером можно было встретить в отдельных НПА. Так, например, предоставление таких перерывов предусматривалось приложением №7 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы». Однако данное приложение носило рекомендательный характер, а с 1 января 2021 г. и сам этот СанПиН утратил силу. В настоящее время требования к организации работ с персональными электронными вычислительными машинами и копировально-множительной техникой установлены в Санитарных правилах СП 2.2.3670-20, однако о предоставлении перерывов речи в них не идет.
Кроме того, ограничение по продолжительности непрерывной работы с компьютером было установлено в Типовой инструкции по охране труда при работе на персональном компьютере ТОИ Р-45-084-01. Однако данная инструкция была утверждена Минсвязи России, в силу чего носила лишь отраслевой характер. А с 1 января 2021 года инструкция также утратила силу.
Таким образом нормами действующего законодательства не установлена обязанность работодателя предоставлять технологические перерывы работникам в связи с работой за компьютером.
Документ: На какие перерывы, помимо обеденного перерыва, имеет право офисный сотрудник? Какова продолжительность непрерывной работы за компьютером? Правовой консалтинг ГАРАНТ // https://www.garant.ru/consult/work_law/1760323/.
Составитель обзора:
А. Шустров