Ежемесячный правовой дайджест «Газпром профсоюза»:
Обзор за май 2022 года.
НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Потребителей защитили от необоснованного сбора персональных данных
Внесены изменения в Закон о защите прав потребителей и КоАП, которые предусматривают дополнительную защиту прав потребителей.
Во-первых, продавцам запрещается отказывать в заключении, исполнении, изменении или расторжении договора из-за отказа потребителя предоставить свои персональные данные (кроме случаев, когда обязанность предоставить такие данные предусмотрена законом). Это оградит потребителей от необоснованного сбора персональных данных.
Во-вторых, устанавливается перечень недопустимых условий договора, ущемляющих права потребителя. Таковыми считаются, в частности, условия:
- ограничивающие право потребителя на свободный выбор территориальной подсудности споров;
- предусматривающие оказание дополнительных услуг за плату без согласия потребителя;
- ограничивающие право потребителя на выбор способа и формы оплаты товаров;
- уменьшающие размер законной неустойки;
- устанавливающие обязательный досудебный порядок рассмотрения споров, если он не предусмотрен законом;
- ставящие удовлетворение требований потребителя в отношении товаров с недостатками в зависимость от условий, не связанных с недостатками товаров.
Кроме того, введена административная ответственность за отказ в заключении, исполнении, изменении или расторжении договора с потребителем в связи с его отказом предоставить свои персональные данные. Это не касается случаев, когда обязанность предоставления таких данных предусмотрена законом или непосредственно связана с исполнением договора с потребителем.
Штраф для должностных лиц составляет от 5 тыс. до 10 тыс. рублей, для организаций - от 30 тыс. до 50 тыс. рублей.
Федеральные законы вступают в силу с 1 сентября 2022 г.
Основание: 1. Федеральный закон от 01.05.2022 № 135-ФЗ «О внесении изменения в статью 16 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»;
2. Федеральный закон от 28.05.2022 № 145-ФЗ «О внесении изменения в статью 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Для выпускников школ установлены дополнительные гарантии пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца
Скорректирован Закон о страховых пенсиях.
Совершеннолетние дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца будут признаваться нетрудоспособными на период с выпуска из школы и до 1 сентября года выпуска.
Не нужно будет доказывать иждивение совершеннолетних детей умершего кормильца на период очной учебы в вузе и до достижения ими возраста 23 лет при условии, что на день смерти кормильца они не работали.
Те же, кто работал, будут признаваться иждивенцами, если они получали от кормильца помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Поправки вступают в силу с 1 июня 2022 г.
Основание: Федеральный закон от 01.05.2022 № 136-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О страховых пенсиях» и статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В России расширили права мужчин, одиноко воспитывающих детей, на дополнительные меры господдержки (материнский капитал)
Право на дополнительные меры государственной поддержки (материнский капитал) распространено на отцов (усыновителей), воспитывающих второго, третьего ребенка или последующих детей, рожденных начиная с 1 января 2007 г., а также первого ребенка, рожденного начиная с 1 января 2020 г., имеющих гражданство России, в случае смерти женщины, не имевшей гражданства России, родившей указанных детей, либо объявления ее умершей.
При возникновении права на дополнительные меры господдержки не учитываются дети, оставленные в роддоме или иной медорганизации, а также дети, в отношении которых есть письменное согласие матери на их усыновление, за исключением согласия на их усыновление отчимом.
Также в ряде случаев предусматривается переход права на господдержку к детям в равных долях. В их числе - смерть мужчины, одиноко воспитывающего детей; объявление его умершим; лишение его родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением или усыновлением которого возникло такое право; оставление им ребенка, в связи с рождением которого оно возникло, в роддоме или иной медорганизации.
Кроме того, законом предусматривается переход права на дополнительные меры господдержки к детям в равных долях, в частности, в случае смерти мужчины, лишения его родительских прав, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления.
Закон вступил в силу с 1 мая 2022 г.
Основание: Федеральный закон от 30.04.2022 № 116-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Штрафы за нарушение правил пожарной безопасности значительно увеличили
Лесные пожары являются одной из главных проблем лесного хозяйства в Российской Федерации, представляющие значительную угрозу жизни и здоровью граждан, окружающей среде и экономике.
Практика показывает, что предусмотренные законодателем меры административного воздействия на правонарушителей недостаточно эффективны. Для многих граждан и организаций предусмотренный размер административных штрафов по указанным статьям является незначительным, в то время как причиняемый ущерб от лесных пожаров многократно его превосходит.
Знание о возможном серьезном наказании за совершение действий, которые могут повлечь за собой возникновение лесного пожара, для потенциальных нарушителей является останавливающим фактором.
Принимая во внимание степень общественной опасности, реальную угрозу жизни и здоровью граждан, размер ответственности, предусмотренный статьями 8.32, 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, увеличен: для граждан в десять раз (максимально, до шестидесяти тысяч рублей); должностных лиц, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц – в два раза (максимально, до ста десяти тысяч рублей и двух миллионов рублей, соответственно).
За некоторые нарушения требований пожарной безопасности вместо штрафа смогут назначать наказания в виде административного приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Закон вступает в силу с 8 июня 2022 г.
Документ: Федеральный закон от 28.05.2022 № 141-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
Президент России поручил создать подразделения информационной безопасности в органах и госкомпаниях, а также запретил им использовать средства защиты информации от недружественных стран
Документ касается федеральных и региональных властей, госфондов, госкорпораций, госкомпаний, стратегических, системообразующих предприятий, субъектов критической информационной инфраструктуры. Так, с 1 января 2025 г. им запрещено использовать средства защиты информации, странами происхождения которых являются недружественные иностранные государства либо производителями которых являются организации, находящиеся под юрисдикцией таких государств, прямо или косвенно подконтрольные им либо аффилированные с ними.
В органе (организации) нужно создать структурное подразделение по обеспечению информационной безопасности, в т. ч. по обнаружению, предупреждению и ликвидации последствий компьютерных атак и реагированию на компьютерные инциденты. Правительство РФ утвердит положение о таком подразделении. При необходимости нужно принимать решения о привлечении сторонних юрлиц к обеспечению информационной безопасности органа (организации). При этом речь идет о юрлицах, имеющих лицензии на деятельность по технической защите конфиденциальной информации. К мероприятиям по обнаружению, предупреждению и ликвидации последствий компьютерных атак и реагированию на компьютерные инциденты также можно привлекать сторонние организации, но только те, которые являются аккредитованными центрами госсистемы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информресурсы.
Должностные лица органов ФСБ должны иметь беспрепятственный доступ (в т. ч. удаленный) к принадлежащим органам (организациям) либо используемым ими информресурсам, доступ к которым обеспечивается через Интернет. Это нужно для мониторинга защищенности информресурсов, принадлежащих органам (организациям) либо используемых ими.
Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Основание: Указ Президента России от 01.05.2022 № 250 «О дополнительных мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации».
Президент утвердил новый ответ России на зарубежные санкции
Решено ввести ряд дополнительных мер в ответ на недружественные и противоречащие международному праву действия США и примкнувших к ним государств, направленные на незаконное лишение или ограничение права собственности России, ее граждан и организаций.
Органам, организациям и физлицам, находящимся под юрисдикцией России, запрещено:
- совершать сделки (в т. ч. заключать внешнеторговые контракты) с юрлицами, гражданами и находящимися под их контролем организациями, в отношении которых применяются ответные меры;
- исполнять перед лицами, находящимися под ответными санкциями, обязательства по совершенным сделкам (контрактам), если такие обязательства не исполнены или исполнены не в полном объеме;
- совершать финансовые операции, выгодоприобретателями по которым являются лица, находящиеся под ответными санкциями.
Также введен запрет на вывоз из России продукции и (или) сырья, производство и (или) добыча которых осуществляются в нашей стране, если они поставляются в пользу лиц, находящихся под ответными санкциями, и (или) поставляются последними в пользу иных лиц.
Правительство России утвердит перечень лиц, находящихся под ответными санкциями, а также определит дополнительные критерии отнесения сделок к сделкам, совершение которых и исполнение обязательств по которым запрещены.
Указ вступил в силу со дня его официального опубликования и действует до отмены мер.
Основание: Указ Президента России от 03.05.2022 № 252 «О применении ответных специальных экономических мер в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций».
Волонтерская деятельность на Донбассе получила поддержку Президента
Организация работы по обеспечению поддержки волонтерской деятельности на территориях Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики возложена на Федеральное агентство по делам молодежи.
Ассоциация волонтерских центров в порядке, определенном совместно с Федеральным агентством по делам молодежи, формирует состав волонтеров, осуществляющих свою деятельность на территориях Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, в том числе обеспечивает их отбор, подготовку и сопровождение их деятельности.
Федеральная служба безопасности Российской Федерации совместно с Министерством обороны Российской Федерации и Федеральным агентством по делам молодежи предписано обеспечивать безопасный и организованный порядок пересечения государственной границы Российской Федерации волонтерами.
Направленным в период проведения специальной военной операции в ДНР и ЛНР волонтерам установлены выплаты в 3 млн руб. за полученные при осуществлении своей деятельности увечья (ранения, травмы, контузии).
В случае их смерти при осуществлении своей деятельности или в течение года со дня возвращения из-за полученного увечья или заболевания семьи получат по 5 млн рублей. (с учетом ранее перечисленной выплаты в 3 млн руб.).
Указ вступил в силу со дня подписания.
Основание: Указ Президента России от 30.04.2022 № 247 «О поддержке волонтерской деятельности на территориях Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики».
Для командированных на Донбасс специалистов установлены дополнительные социальные гарантии
Направленным в ДНР и ЛНР должностным лицам, госслужащим и работникам органов и организаций установлены выплаты в 3 млн руб. за полученные при исполнении задания увечья (ранения, травмы, контузии).
В случае их смерти при исполнении или в течение года со дня возвращения из-за полученного увечья или заболевания семьи получат по 5 млн рублей. (с учетом ранее перечисленной выплаты в 3 млн руб.).
Указ вступает в силу со дня подписания и распространяется на правоотношения, возникшие с 24 февраля 2022 г.
Основание: Указ Президента России от 30.04.2022 № 248 «О дополнительных социальных гарантиях лицам, направленным (командированным) на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, и членам их семей».
Правительство России определило порядок назначения единовременных выплаты в случае гибели или ранения на Донбассе волонтеров и командированных
Президентом были установлены единовременные выплаты в случае смерти (гибели) волонтеров, должностных лиц, служащих и работников, направленных в ДНР, ЛНР и Украину, а также при получении ими увечья (ранения, травмы, контузии) - 5 млн и 3 млн рублей соответственно. Правительство определило порядок назначения и осуществления таких выплат.
Перед отправкой на Донбасс и Украину волонтеры должны сообщить в Ассоциацию волонтерских центров сведения о членах своих семей. Остальные лица передают эту информацию в кадровую службу органов и организаций. Ассоциация формирует перечни членов семей погибших волонтеров и направляет их в Росмолодежь. Кадровые службы передают соответствующие перечни в ФСС.
Минстрой ведет перечень органов и организаций, направивших своих сотрудников на указанные территории, и ежемесячно представляет его в ФСС. Фонд осуществляет единовременные выплаты за счет межбюджетных трансфертов. Перечислены документы, которые Росмолодежь, органы и организации передают в ФСС для назначения выплат. Это нужно сделать не позднее 30 календарных дней с даты смерти лица или получения им увечья. Выплата перечисляется на банковский счет лица или члена его семьи в течение 10 рабочих дней со дня поступления в Фонд документов.
Постановление вступает в силу со дня опубликования и применяется в отношении волонтеров с 30 апреля 2022 г., в отношении остальных лиц - с 24 февраля 2022 г.
Основание: Постановление Правительства России от 06.05.2022 № 824 «Об утверждении Правил назначения и осуществления единовременных выплат, установленных указами Президента Российской Федерации от 30 апреля 2022 г. № 247 «О поддержке волонтерской деятельности на территориях Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики» и от 30 апреля 2022 г. № 248 «О дополнительных социальных гарантиях лицам, направленным (командированным) на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, и членам их семей».
Правительство обновило правила функционирования, регистрации и размещения информации на цифровой платформе «Работа в России»
В рамках реформирования цифровой платформы «Работа в России» Правительство утвердило новый порядок ее функционирования.
Доступ к платформе, включая личные кабинеты соискателя (работника) и работодателя, предоставляется через ЕСИА.
Платформа включает федеральный и региональный сегменты. Перечислены подсистемы, входящие в них.
Закреплен порядок регистрации работодателей и кадровых агентств на платформе, размещения вакансий и резюме. Доступ к платформе предоставляется бесплатно через Интернет. Можно воспользоваться мобильными устройствами и информационными терминалами.
Урегулированы вопросы взаимодействия платформы с иными информационными системами.
Акты, касающиеся функционирования общероссийской базы вакансий «Работа в России», утрачивают силу.
Постановление вступает в силу со дня опубликования, за исключением отдельных норм:
- доступ к электронным документам, созданным и подписанным в подсистеме «Электронный кадровый документооборот», будет открыт через Госуслуги с 1 сентября 2022 г.;
- электронные документы, связанные с работой, будут создаваться по единым требованиям к составу и форматам с 1 марта 2023 г.;
- порядок оформления электронных договоров гражданско-правового характера, авторских договоров вступит в силу с 1 января 2023 г.
Признан утратившим силу ряд актов Правительства России, в том числе - постановление Правительства России от 25.08.2015 № 885 «Об информационно-аналитической системе Общероссийская база вакансий «Работа в России».
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых предусмотрен иной срок их вступления в силу.
Основание: Постановление Правительства России от 13.05.2022 № 867 «О единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России».
Изменились правила допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста)
Установлено, в частности, что удостоверение тракториста-машиниста (тракториста) и временное удостоверение считаются действительными на территории России независимо от места выдачи.
По желанию заявителя в дополнение к удостоверению тракториста-машиниста (тракториста) на бумажном носителе может быть выдано удостоверение тракториста-машиниста (тракториста) в виде электронного документа. Удостоверение тракториста-машиниста (тракториста) в виде электронного документа подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью государственного инженера-инспектора органа гостехнадзора. Оформление удостоверения тракториста-машиниста (тракториста) в виде электронного документа осуществляется при наличии технической возможности Единого портала и (или) региональных порталов, а также информационных систем, используемых органами гостехнадзора.
Сведения о лицах, допущенных к управлению самоходными машинами, и лицах, лишенных права управления транспортными средствами, а также информация о выданных удостоверениях тракториста-машиниста (тракториста) вносятся или направляются органом гостехнадзора в федеральную государственную информационную систему учета и регистрации тракторов, самоходных машин и прицепов к ним с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Государственная услуга по приему экзаменов на право управления самоходными машинами и выдаче подтверждающих право на управление самоходными машинами удостоверений может предоставляться в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг.
После успешной сдачи экзаменов на право управления самоходными машинами на Едином портале и (или) региональных порталах обеспечивается возможность записи заявителя на прием в орган гостехнадзора для получения удостоверения тракториста-машиниста (тракториста) на бумажном носителе.
Постановление вступает в силу с 1 сентября 2022 г. и действует до 1 сентября 2028 г.
Основание: Постановление Правительства России от 21.05.2022 № 932 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 июля 1999 г. № 796».
Качество предоставления государственных и муниципальных услуг будут контролировать в автоматическом режиме
Утвержден перечень государственных и муниципальных услуг, в отношении которых проводится мониторинг качества их предоставления.
Перечень охватывает все услуги, оказываемые органами власти всех уровней, а также в МФЦ и на портале госуслуг. Сейчас мониторинг ведется по ограниченному числу услуг. Также предусмотрено, что мониторинг проводится в автоматизированном режиме. Сейчас это делается преимущественно на основании отзывов граждан.
Мониторинг организует Минэкономразвития. В течение 5 месяцев определят правила мониторинга. Еще 3 месяца отводятся на обеспечение технической готовности информационных систем. В результате мониторинг будут проводить ежедневно в режиме реального времени. Полноформатный мониторинг запустят спустя 12 месяцев с даты вступления постановления в силу. Отчеты о результатах Минэкономразвития будет ежеквартально направлять в Правительство.
Основание: Постановление Правительства России от 25.05.2022 № 951 «О мониторинге качества предоставления государственных и муниципальных услуг независимо от формы их предоставления и внесении изменений в Положение о федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».
Продлен период действия нормативных правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и СССР, которыми установлены районные коэффициенты и процентные надбавки
В настоящее время, в соответствии со статьей 423 ТК РФ, продолжают действовать нормативные правовые акты исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и СССР, которыми установлены районные коэффициенты, процентные надбавки за работу в неблагоприятных природных климатических условиях, коэффициенты за работу в пустынных и безводных местностях коэффициенты за работу в высокогорных районах.
В связи с проведением «регуляторной гильотины», обязательность применения указанных норм была ограничена во времени. Согласно пункту 10 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2467 пункт 826 Перечня, относящий нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и СССР об установлении районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, к нормативным правовым актам, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», то есть не осуществляется государственный контроль (надзор) и привлечение к административной ответственности за их неисполнение, действует до 1 июля 2022 г. О неблагоприятных возможных последствиях сложившегося положения в оплате труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, неоднократно заявляли представители профсоюзов.
До настоящего времени акты Правительства Российской Федерации, предусмотренные вышеназванными нормами ТК РФ, не приняты.
В целях исключения возможных неблагоприятных последствий в оплате труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, Правительство Российской Федерации продлило действие пункта 826 указанного Перечня до 1 сентября 2025 г.
Основание: Постановление Правительства России от 27.05.2022 № 957 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2467».
Страховые пенсии неработающих пенсионеров, прожиточный минимум и минимальный размер оплаты труда увеличатся на 10 процентов
Пенсии для неработающих пенсионеров в среднем по стране вырастут до
19 360 рублей. Решение коснётся около 35 миллионов человек. С учетом уже проведенных индексаций прирост размера пенсий неработающих пенсионеров к уровню прошлого года составит 19,5 процента.
Минимальный размер оплаты труда увеличится до 15 279 рублей, что позволит повысить зарплаты более 4 миллионов работников.
Прожиточный минимум на душу населения составит 13 919 рублей, для трудоспособного населения – 15 172 рубля, для детей – 13 501 рубль, для пенсионеров – 11 970 рублей. Этот показатель используется для оценки нуждаемости граждан при предоставлении таких мер государственной поддержки, как, например, ежемесячное пособие на ребёнка в возрасте до 3 лет, выплаты на детей от 3 до 17 лет из малообеспеченных семей. В общей сложности выплаты, привязанные к прожиточному минимуму, получают около 15 миллионов человек.
Всего на эти цели из федерального бюджета будет выделено 509,7 млрд рублей. Из них 472,4 млрд рублей пойдёт на индексацию пенсий.
Проиндексировать пенсии, а также увеличить прожиточный минимум и минимальный размер оплаты труда поручил Президент России Владимир Путин по итогам заседания президиума Государственного совета по вопросам социальной поддержки граждан, состоявшегося 25 мая. Как подчеркнул глава государства, рост благосостояния и качества жизни людей является ключевым, неизменным приоритетом.
Конкретные величины прожиточного минимума по России и МРОТ разместят на сайте Минтруда.
Определены сроки установления прожиточного минимума на 2023 г. Региональным властям рекомендовано также с 1 июня 2022 г. увеличить на 10% региональные прожиточные минимумы.
Постановление вступает в силу с 1 июля 2022 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки.
Основание: Постановление Правительства России от 28.05.2022 № 973 «Об особенностях исчисления и установления в 2022 году минимального размера оплаты труда, величины прожиточного минимума, социальной доплаты к пенсии, а также об утверждении коэффициента индексации (дополнительного увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, коэффициента дополнительного увеличения стоимости одного пенсионного коэффициента и коэффициента дополнительной индексации пенсий, предусмотренных абзацами четвертым - шестым пункта 1 статьи 25 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Пересмотрены правила выдачи молока работникам вредных производств
С 1 сентября 2022 г. на 6 лет вводятся новые:
- перечень вредных производственных факторов, при наличии которых работникам бесплатно выдаются молоко или другие равноценные пищевые продукты;
- нормы и условия бесплатной выдачи молока или продуктов;
- порядок осуществления компенсационной выплаты вместо молока или продуктов.
Из перечня равноценных пищевых продуктов, которые могут выдаваться вместо молока, исключены творог и сыр. По-прежнему предусмотрены кефир, простокваша, ацидофилин и ряженка жирностью до 3,5%, йогурты до 2,5%. Норма их выдачи не изменилась - 500 г за смену. Кроме того, в перечень, как и ранее, входят продукты лечебно-профилактического питания при вредных условиях труда. Пересмотрена норма их выдачи - не менее 300 мл за смену (в пересчете на жидкость).
Основание: Приказ Минтруда России от 12.05.2022 № 291н «Об утверждении перечня вредных производственных факторов на рабочих местах с вредными условиями труда, установленными по результатам специальной оценки условий труда, при наличии которых занятым на таких рабочих местах работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты, норм и условий бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов, порядка осуществления компенсационной выплаты, в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов», зарегистрирован в Минюсте России 30.05.2022 за № 68624.
Изменены правила обязательного психиатрического освидетельствования работников
При осуществлении определенных видов деятельности работники должны проходить обязательное психиатрическое освидетельствование. К видам деятельности относятся:
- управление транспортом и движением;
- работа со взрывчатыми веществами и материалами;
- использование атомной энергии;
- оборот оружия;
- аварийно-спасательные работы и тушение пожаров;
- управление кранами;
- работа в сферах централизованного водоснабжения, электроэнергетики, теплоснабжения;
- педагогическая деятельность и работа с детьми;
- работа с гостайной;
- обслуживание оборудования, работающего под избыточным давлением;
- диспетчеризация в химической (нефтехимической) промышленности;
- добыча угля;
- эксплуатация и ремонт скважин для переработки нефти, очистки резервуаров;
- контакты с возбудителями инфекционных заболеваний.
Освидетельствование проводится в обязательном порядке по направлению работодателя. Оно включает осмотр врача-психиатра, сбор жалоб и анамнеза, психопатологическое обследование. По окончании выдается медицинское заключение. Оно может быть подготовлено в электронной форме.
Приказ вступает в силу с 1 сентября 2022 г. и действует до 1 сентября 2028 г.
Основание: Приказ Минздрава России от 20.05.2022 № 342н «Об утверждении порядка прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, его периодичности, а также видов деятельности, при осуществлении которых проводится психиатрическое освидетельствование», зарегистрирован в Минюсте России 30.05.2022 за
№ 68626.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ
В первом чтении приняли проект о возможности дистанционно проводить медосмотры работников
Особенности правового регулирования проведения медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), а также в течение
и (или) в конце рабочего дня (смены) установлены статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для отдельных категорий работников могут устанавливаться указанные виды медицинских осмотров, которые регулируются отдельными федеральными законами.
Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 46 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и статью 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» (далее – законопроект) направлен на уточнение отдельных положений указанных федеральных законов в целях совершенствования медицинского обеспечения безопасности дорожного движения, в части проведения медицинских осмотров и контроля медицинских показаний водителей транспортных средств, снижения травматизма и дорожно-транспортных происшествий при выполнения работ и оказания услуг связанных с использованием транспортных средств.
Планируют разрешить использовать медизделия, которые дистанционно передают информацию о состоянии здоровья. Это даст возможность удаленно проводить медосмотры отдельных сотрудников до и после рабочего дня (смены, рейса).
Для дистанционной проверки придется обеспечить идентификацию личности, чтобы никто не прошел медосмотр за работника. Дополнительно такие сотрудники должны регулярно проходить исследование на наличие в организме наркотиков, психотропных веществ и их метаболитов.
Законопроектом устанавливается отложенный срок вступления в силу норм, что необходимо для обеспечения разработки, принятия соответствующих подзаконных нормативных актов, требуемых для обеспечения надлежащего практического применения вводимых нормативных положений.
Основание: Проект Федерального закона № 35884-8 «О внесении изменений в статью 46 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и статью 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» / https://sozd.duma.gov.ru/bill/35884-8.
Предлагается объединить Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации
В целях оптимизации структуры Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации, централизации установления пенсий и иных социальных выплат, осуществления на федеральном уровне персонифицированного учета, оптимизации процессов административно-хозяйственной деятельности, в том числе централизации бухгалтерского учета, а также сокращения существующих издержек предлагается создание Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на базе Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации, который бы объединил в себе функции указанных фондов.
Соответствующий проект федерального закона «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации, подготовленный в целях реализации Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.12.2012 № 2524-р, внесен 20.05.2022 в Государственную Думу.
Создание единого Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации предлагается осуществить с 1 января 2023 г. путем преобразования с одновременным переименованием Пенсионного фонда Российской Федерации в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации с присоединением к последнему Фонда социального страхования Российской Федерации. Территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации предлагается считать с 1 января 2023 г. территориальными органами Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации с одновременным присоединением к ним территориальных органов Фонда социального страхования Российской Федерации.
Проектом федерального закона устанавливается, что Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы являются правопреемниками соответственно реорганизуемых Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и их территориальных органов и закрепляются гарантии для работников Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и их территориальных органов в связи с их реорганизацией. В частности, закрепляется положение, что работники реорганизуемых Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и их территориальных органов со дня создания Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации и его территориальных органов продолжают осуществлять трудовую деятельность в указанном Фонде без испытательного срока и аттестации.
Создание Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации позволит, в том числе:
- централизовать на федеральном уровне услуги, предоставляемые государственными внебюджетными фондами;
- организовать единые офисы клиентского обслуживания на базе существующей территориальной сети Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации и оптимизировать их количество и структуру. Создаваемые клиентские офисы должны обеспечить личный прием граждан и страхователей в целях регистрации документов, представленных на бумажных носителях, и внесения сведений в информационные системы, консультирования и обучения граждан использованию электронных каналов получения услуг (регистрация в личном кабинете, установка мобильного приложения и др.);
- обеспечить централизацию осуществления обеспечивающих функций в части государственных закупок, бюджетного учета и отчетности, кадрового учета.
Основание: Проект Федерального закона «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации» // https://sozd.duma.gov.ru/bill/127389-8.
КОММЕНТАРИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА
Не стоит спешить с увольнением, даже если несогласие профсоюзной организации пришло поздно
Работник состоял в первичной профсоюзной организации. С ним захотели расторгнуть трудовой договор за неоднократное нарушение. Несогласие профсоюза пришло позже срока, в день увольнения. Работодатель не изменил решение. Сотрудник оспорил его действия.
Первая инстанция поддержала работодателя.
Апелляция и кассация сочли, что процедуру увольнения нарушили. После того, как получили мнение профсоюза, ему не предоставили 3 рабочих дня для дополнительных консультаций с работодателем. Поэтому сотрудника восстановили.
Документ: Определение 4-го Кассационного суда общей юрисдикции
от 17.03.2022 № 88-9907/2022 / © КонсультантПлюс, 1997-2022.
Банк России в очередной раз снизил ключевую ставку
На внеплановом заседании Банк России понизил с 27 мая 2022 г. ключевую ставку до 11%. Это на 3 процентных пункта ниже предыдущего значения (14%, с 4 мая 2022 г.). С начала апреля ставку снижают уже третий раз.
Документ: Информация Банка России от 26.05.2022 «Банк России принял решение снизить ключевую ставку на 300 б.п., до 11,00% годовых» / © КонсультантПлюс, 1997-2022.
Разъяснили, как совместить первичный и вводный противопожарные инструктажи
Руководитель организации определяет порядок и сроки обучения мерам пожарной безопасности, а также утверждает программы инструктажей. В том числе он может совместить проведение вводного и первичного противопожарных инструктажей для отдельных категорий работников.
Пояснили, что в таком случае обучают по программе, которая объединяет необходимую информацию по пожарной безопасности объекта защиты на работе. Учесть нужно требования к обоим инструктажам.
Документ: Письмо ФГБУ ВНИИПО МЧС России от 23.05.2022 № ИВ-117-2123-11-1 «О рассмотрении обращения» / © КонсультантПлюс, 1997-2022.
На каждого военнообязанного или работника, который подлежит призыву, теперь надо заводить карточку гражданина, подлежащего воинскому учёту
Вместо личной карточки по форме Т-2 на каждого военнообязанного или работника, который подлежит призыву, теперь надо заводить карточку гражданина, подлежащего воинскому учёту, утвержденную приказом Минобороны России от 22.11.2021 № 700.
Новая карточка на военнообязанных (Форма № 10) вместо Т-2 — не единственное изменение в воинском учёте в 2022 году. Например, по новой форме теперь надо сдавать список работников, которых надо поставить на первоначальный воинский учёт. В военные комиссариаты нужно сдавать анкеты на призывников. Причём требования к их заполнению очень чёткие — просто внести сведения со слов работника не получится. А работникам, которые должны встать на воинский учёт, надо будет приносить в военкомат больше документов, и напомнить им об этом должны именно кадровики.
Документ: Информация журнала «Кадровое дело» / https://www.kdelo.ru/news/390319-voenkomaty-trebuyut-novye-kartochki-po-voennoobyazannym.
Минтранс разъяснил особенности организации перевозки групп детей ж/д транспортом в летний период
Перевозчик может продавать билеты для перевозки групп детей в поездах дальнего следования по заявкам организаций. Минимальное количество детей в группе - 10 человек.
Места для перевозки резервируются по письменному обращению организаций или через сайт ОАО «РЖД». Заявки принимаются не ранее чем за 90, 60 или 45 суток и не позднее 10 суток до отправки поезда. Приведены перечни документов, необходимых для резервирования мест и для оформления билетов. Применяется индексируемый сбор, составляющий с 1 января 2022 г. 94,3 рубля за место.
При оформлении билетов отправляющая организация должна письменно подтвердить предоставление горячего питания для детей при нахождении в пути более суток. Если путь занимает менее суток, то нужно письменное подтверждение обеспечения детей сухими пайками.
При пропуске установленного срока оформления проездных документов заявка аннулируется. Заявочный сбор не возвращается.
Документ: Информация Министерства транспорта России от 30.04.2022 «Разъяснения по организации перевозок железнодорожным транспортом организованных групп детей в летний период» / © КонсультантПлюс, 1997-2022.
Составитель обзора:
А. Шустров
Дайджест в формате .pdf: