Ежемесячный правовой дайджест «Газпром профсоюза»
№11, 2021 год, ноябрь
НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Для отдельных работников с детьми введены дополнительные трудовые гарантии
В перечень лиц, которых допускается привлекать к ночной, сверхурочной работе, работе в выходные и нерабочие праздничные дни и направлять в служебные командировки только с их письменного согласия и если это не запрещено им по состоянию здоровья, включены:
- родители, имеющие 3 и более детей в возрасте до 18 лет, в период до достижения младшим из детей возраста 14 лет;
- родитель, имеющий ребенка в возрасте до 14 лет, если он воспитывает его без другого родителя либо другой родитель работает вахтовым методом, а также опекуны детей указанного возраста.
Кроме того, только с письменного согласия и при условии, что это не запрещено им по состоянию здоровья, разрешено направлять в служебные командировки инвалидов.
Все перечисленные работники должны быть под роспись ознакомлены со своим правом отказаться от ночной/сверхурочной работы, работы в выходные и нерабочие праздничные дни или направления в командировку.
Основание: Федеральный закон от 19.11.2021 № 372-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».
Ухаживающие за родственниками с инвалидностью I группы смогут брать дополнительные неоплачиваемые отпуска
Внесенные поправки затрагивают работников, ухаживающих за членами семьи или иными родственниками, являющимися инвалидами I группы.
Эти работники включены в перечень лиц, которым коллективным договором могут устанавливаться ежегодные дополнительные отпуска без сохранения зарплаты в удобное для них время продолжительностью 14 календарных дней.
Основание: Федеральный закон от 19.11.2021 № 373-ФЗ «О внесении изменений в статью 263 Трудового кодекса Российской Федерации».
В России решено ввести электронный документооборот в сфере трудовых отношений
Согласно поправкам, речь идет о создании, подписании, использовании и хранении работодателем, работником или лицом, поступающим на работу, документов, оформленных в электронном виде без дублирования на бумаге, за исключением отдельных случаев. При этом предусмотрено право (а не обязанность) работодателя ввести электронный документооборот. Переход на взаимодействие с работодателем посредством электронного документооборота возможен с письменного согласия работника. Отсутствие согласия признается отказом. При этом за работником сохранено право дать указанное согласие в последующем.
Электронный документооборот возможен посредством единой цифровой платформы «Работа в России», включая взаимодействие через Единый портал госуслуг, информсистему работодателя.
Урегулированы вопросы оформления, подписания и хранения документов. Расходы на получение работником электронной подписи и ее использование будет нести работодатель.
Изменен порядок оформления приема работника на работу (ст. 68 ТК РФ). Установлено, что прием на работу оформляется трудовым договором. Работодатель вправе издать на основании заключенного трудового договора приказ (распоряжение) о приеме на работу. Содержание приказа (распоряжения) работодателя должно соответствовать условиям заключенного трудового договора.
Исключено требование о необходимости объявления работнику под роспись в трехдневный срок приказа (распоряжения) работодателя о приеме работника на работу и выдачи по требованию работника заверенной копии указанного приказа (распоряжения).
Федеральный закон вступает в силу со дня опубликования, за исключением отдельных норм, которые начнут действовать с 1 марта 2023 г. Определены особенности применения некоторых положений.
Основание: Федеральный закон от 22.11.2021 № 377-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».
Правительство России утвердило требования к разработке, содержанию и утверждению проектов форм чек-листов для контрольных (надзорных) мероприятий
Для снижения рисков причинения вреда на объектах контроля и оптимизации контрольных (надзорных) мероприятий соответствующие органы формируют и утверждают проверочные листы (списки контрольных вопросов).
Установлены требования к разработке, содержанию и общественному обсуждению проектов их форм. Определен порядок их утверждения, применения и актуализации.
В частности, формы чек-листов утверждаются НПА контрольных (надзорных) органов, госкорпораций, публично-правовых компаний, органов госвласти регионов и местного самоуправления, уполномоченных на проведение соответствующего вида контроля. Проекты таких НПА подлежат общественному обсуждению, результаты которого размещаются на сайте контрольного (надзорного) органа.
Формы чек-листов после официального опубликования размещаются на сайте контрольного (надзорного) органа и вносятся в реестр видов госконтроля. Они актуализируются путем внесения изменений в НПА, которыми были утверждены. Применение чек-листов обязательно при рейдовых осмотрах и выездных проверках.
Постановление вступает в силу с 1 марта 2022 г.
Основание: Постановление Правительства России от 27.10. 2021 № 1844 «Об утверждении требований к разработке, содержанию, общественному обсуждению проектов форм проверочных листов, утверждению, применению, актуализации форм проверочных листов, а также случаев обязательного применения проверочных листов».
Обновлен перечень доходов, с которых удерживаются алименты на несовершеннолетних детей
Правительство утвердило новый перечень доходов, из которых удерживаются алименты на содержание несовершеннолетних детей. Он по-прежнему содержит все виды зарплат и пенсий, за исключением пенсий по потере кормильца, а также гонорары, стипендии, пособия, денежное довольствие военнослужащих, прокурорских работников, сотрудников ОВД, ГПС и т.д.
Также алименты можно будет удерживать с доходов самозанятых граждан и выплат, полученных в результате налоговых вычетов.
Взыскание алиментов с зарплаты и иного дохода производится после удержания (уплаты) из них налогов.
Прежний перечень признан утратившим силу.
Основание: Постановление Правительства России от 02.11.2021 № 1908 «О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».
Граждане смогут взаимодействовать со службами занятости через портал «Работа в России».
Правительство обновило порядок регистрации безработных и граждан, которые обращаются в службы занятости для помощи в трудоустройстве. Цель - автоматизировать поиск работы и сократить количество подаваемых документов.
Постепенно все центры занятости начнут работать на базе единой цифровой платформы «Работа в России». Необходимые данные будут загружаться в систему с помощью межведомственного взаимодействия. Граждан освободят от предъявления большинства документов (трудовой книжки, документов об образовании, справки об инвалидности, сведений о регистрации по месту жительства).
Тем, кто ищет работу через центры занятости и при этом не претендует на получение пособия по безработице, будет достаточно зайти на портал «Работа в России», заполнить заявление и прикрепить к нему резюме с указанием сведений об уровне квалификации и стаже работы. Поиск подходящих вакансий будет проходить автоматически и с учетом потребностей всех регионов страны.
Первые 19 регионов начнут работать в новом формате уже в ноябре, еще более 60 регионов присоединятся с 1 января 2022 г., Москва - с 1 января 2023 г. В переходный период будет действовать временный упрощенный порядок регистрации безработных, который был введен в апреле 2020 г. Он позволяет дистанционно оформлять пособие по безработице через сайт «Работа в России».
Основание: Постановление Правительства России от 02.11.2021 № 1909 «О регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан, требованиях к подбору подходящей работы, внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 08.04.2020. № 460, а также о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».
Максимальный размер пособия по безработице году возрастет в следующем
Правительство установило размеры пособия по безработице на 2022 г.
Минимальная величина, как и в 2021 г., составит 1 500 руб. Максимальные величины составят 12 792 руб. - в первые 3 месяца выплаты пособия, а также для безработных граждан предпенсионного возраста (в 2021 г. - 12 130 руб.) и 5 000 руб. - в следующие 3 месяца выплаты пособия (как и в 2021 г.).
Постановление вступает в силу с 1 января 2022 г.
Основание: Постановление Правительства России от 15.11.2021 № 1940 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2022 год».
С 2022 года будет действовать новый единый перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей
Представлен единый перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для выплаты компенсаций и предоставления госгарантий гражданам, живущим и работающим там. Перечень соответствует современному муниципально-территориальному устройству России.
К районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям отнесены отдельные города, городские, муниципальные округа и районы Алтая, Бурятии, Карелии, Коми, Тывы, Забайкальского, Красноярского, Хабаровского, Пермского, Приморского краев, Амурской, Архангельской, Иркутской, Сахалинской, Томской, Тюменской областей, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Также в перечень вошел весь Камчатский край. Включена вся территория Якутии, Магаданской, Мурманской областей, Ненецкого, Чукотского, Ямало-Ненецкого автономных округов.
Признаны утратившими силу и не действующими на территории России ранее изданные акты по вопросам отнесения отдельных территорий к указанным районам и предоставления госгарантий.
Постановление вступает в силу с 1 января 2022 г.
Основание: Постановление Правительства России от 16.11.2021 № 1946 «Об утверждении перечня районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в целях предоставления государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в этих районах и местностях, признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых актов Совета Министров СССР».
Для северян продлены сроки получения компенсации за проезд и провоз багажа
С мая 2020 года во всем мире, в том числе и в России, были введены ограничительные меры по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (далее - COVID-19).
Постановление Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 № 887 «Об особенностях правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в 2020 и 2021 годах» принято в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 17 Федерального закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
В настоящее время ситуация с заболеваемостью COVID-19 остается напряженной.
В целях предотвращения распространения COVID-19 в Российской Федерации и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения действие постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 № 887 «Об особенностях правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в 2020 и в 2021 годах» продлено по 31.12.2022.
Таким образом, в 2022 году жители Крайнего Севера смогут получить компенсацию по оплате стоимости проезда и провоза багажа, не использованную в 2020-2021 гг.
Право на компенсацию имеют граждане, которые работают на Крайнем Севере и приравненных к нему территориях, а также их несовершеннолетние дети. Она выплачивается раз в два года за счет средств работодателя.
По закону компенсация не полагается, если работник не обратился за ней в срок. Однако в 2020-2021 гг. из-за пандемии большинство поездок пришлось отложить. Чтобы защитить права граждан, было решено продлить период получения таких выплат.
Кроме того, предусмотрено, что на детей работника, которым в 2020-2021 гг. исполнилось 18 лет, также распространяется право на компенсацию в 2022 году, если право на получение указанной компенсации у них не возникло в связи с заключением трудового договора.
Основание: Постановление Правительства России от 22.11.2021 № 2004 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2020 г. № 887».
Правительство обновило правила получения пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством
С 2022 г. будут действовать законодательные поправки, посвященные реализации механизма прямых выплат пособий по временной нетрудоспособности. Больничные листы будут оформляться только в электронном виде, а пособия назначаться в беззаявительном порядке.
Правительство России определило, каким образом с учетом нового механизма сведения и документы должны поступать в ФСС от работодателей, уполномоченных органов и учреждений в целях назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Например, сведения о размере зарплаты, об уходе в отпуск по беременности и родам будут поступать в ФСС от работодателя, а о факте рождения ребенка - из ЕГР ЗАГС.
Информация о назначении и выплате пособий будет размещаться в ЕГИССО и направляться гражданам в личный кабинет на Едином портале госуслуг. Электронные листки нетрудоспособности медорганизации будут размещать в ИС «Соцстрах».
При необходимости для проверки сведений ФСС может запрашивать дополнительную информацию.
Постановление вступает в силу с 1 января 2022 г., за исключением отдельных положений, которые начнут действовать с 1 января 2023 г.
Основание: Постановление Правительства России от 23.11.2021 № 2010 «Об утверждении Правил получения Фондом социального страхования Российской Федерации сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком».
Минтруд обновил предельно допустимые нормы нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную.
Согласно ст. 253 ТК РФ, в редакции Федерального закона от 02.07.2021 № 311-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», предельно допустимые нормы нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную утверждаются Минтрудом России с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В настоящее время то, какой вес может поднимать женщина и на какое расстояние переносить, регламентировано в постановлении Правительства России от 06.02.1993 № 105 «О новых нормах предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную», согласно которому, для лиц женского пола вручную допустимо разовое перемещение до 10 килограммов не чаще двух раз в час, а если необходимо что-либо перемещать в течение всего рабочего дня, то каждый груз не может весить больше семи килограммов. При этом предельно допустимая масса груза при разовом подъеме тяжестей без перемещения нормативом не определена. Однако, была ограничена величина динамической работы, совершаемой в течение каждого часа рабочей смены, которая не должна превышать: 1750 кг*м при подъеме груза с рабочей поверхности, 875 кгм – при подъеме с пола.
Согласно новому нормативу, который начнёт действовать с весны будущего года, суммарная масса грузов, перемещаемых в течение каждого часа рабочей смены, не должна превышать 350 кг с рабочей поверхности и 175 кг с пола, а вот допустимое расстояние, на которое этот вес можно перемещать, метражом не будет ограничено.
При этом, предельно допустимая масса груза при разовом подъеме тяжестей без перемещения составит 15 кг.
Приказ вступает в силу с 1 марта 2022 г. и действует до 1 марта 2028 г.
Основание: Приказ Минтруда России от 14.09.2021 № 629н «Об утверждении предельно допустимых норм нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную», зарегистрирован в Минюсте России 25.11.2021 за № 65973.
Охрана труда: урегулированы разработка и содержание правил и инструкций
На период с 1 марта 2022 г. до 1 марта 2028 г. для работодателей установлены требования к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда.
Правила содержат требования по обеспечению безопасности труда и контролю при организации работ. В частности, прописываются требования к производственным помещениям и площадкам, к оборудованию, его размещению и организации рабочих мест, к хранению и транспортировке исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов.
Инструкции содержат требования по безопасному выполнению работ. В частности, прописываются требования охраны труда перед началом, во время и по окончании работы, а также в аварийных ситуациях.
Основание: Приказ Минтруда России от 29.10. 2021 № 772н «Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем», зарегистрирован в Минюсте России 26.11.2021 за № 66015.
Минтрудом установлены требования к организации безопасного рабочего места
На период с 1 марта 2022 г. до 1 марта 2028 г. установлены требования к организации безопасного рабочего места.
Так, если работать приходится в основном стоя, то обеспечивается возможность присесть во время работы. Использование рабочих поз в положениях «лежа», «на коленях», «на корточках» минимизируется.
Машины, механизмы, производственное оборудование, являющиеся источником травмоопасности, должны оснащаться защитными ограждениями и блокировками.
Основание: Приказ Минтруда России от 29.10.2021 № 774н «Об утверждении общих требований к организации безопасного рабочего места», зарегистрирован в Минюсте России 25.11.2021 за № 65987.
С 1 марта 2022 г. работники будут обучаться мерам пожарной безопасности по новым правилам
МЧС определило:
- порядок, виды и сроки обучения лиц, работающих (служащих) в организациях, по программам противопожарного инструктажа;
- требования к содержанию таких программ;
- категории лиц, обучающихся по дополнительным профпрограммам в области пожарной безопасности.
Утвержденные в 2007 г. правила обучения мерам пожарной безопасности работников организаций признаны утратившим силу.
Приказ вступает в силу с 1 марта 2022 г. и действует 6 лет.
Основание: Приказ МЧС России от 18.11.2021 № 806 «Об определении Порядка, видов, сроков обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, по программам противопожарного инструктажа, требований к содержанию указанных программ и категорий лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности», зарегистрирован в Минюсте России 25.11.2021 за № 65974.
Утверждена новая форма налоговой декларации 3-НДФЛ
В связи с поправками к НК РФ обновлены форма, формат и порядок заполнения декларации по НДФЛ (форма 3-НДФЛ). В частности, учтены:
- возможность получения в упрощенном порядке инвестиционного вычета и имущественных вычетов по расходам на приобретение недвижимости;
- увеличение налоговой ставки в отношении доходов, превышающих 5 млн руб. за налоговый период.
Приказ вступает в силу по истечении 2 месяцев со дня опубликования, но не ранее 1 января 2022 г., и применяется, начиная с представления декларации за 2021 год.
Основание: Приказ Федеральной налоговой службы от 15.11.2021 № ЕД-7-11/903@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц в электронной форме», зарегистрирован в Минюсте России 28.10.2021 за № 65631.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ
Подготовлены изменения законодательства, направленные на урегулирование порядка предоставления гражданам услуг в случае распространения новой коронавирусной инфекции
Проект федерального закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», как указано в пояснительной записке, разработан в целях создания равного доступа граждан к мероприятиям и объектам при введении органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации ограничительных мероприятий, предусмотренных указом Президента Российской Федерации от 11.05.2020 № 316 «Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
Так, законопроектом предлагается Федеральный закон дополнить статьей 311 «Порядок оказания услуг в случае угрозы распространения новой коронавирусной инфекции», предусматривающей в частности установление перечня мероприятий и объектов, а также порядка допуска граждан на эти объекты с учетом наличия медицинской документации, подтверждающей наличие профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции, медицинского противопоказания к проведению профилактической прививки и (или) перенесенное заболевание инфекцией, а также документа, удостоверяющего их личность.
Также законопроектом предусмотрен отдельный порядок допуска на мероприятия и объекты военнослужащих, приравненных к ним лиц, иностранных граждан, привитых незарегистрированными в Российской Федерации вакцинами.
Отдельно предлагается установить порядок посещения мероприятий и объектов при отсутствии у граждан (за исключением военнослужащих и приравненных к ним лиц) соответствующей медицинской документации, который будет определяется органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно.
Одновременно предлагается установить и порядок допуска граждан на федеральные объекты.
Кроме того, предлагается Федеральный закон дополнить статьей 331 «Порядок уведомления физических лиц о результатах исследований на наличие возбудителя новой коронавирусной инфекции в случае угрозы возникновения и распространения такого инфекционного заболевания», предусматривающей порядок и сроки передачи сведений о результатах исследований на наличие возбудителя новой коронавирусной инфекции методом полимеразной цепной реакции от лаборатории, проводящей такие исследования, в личный кабинет гражданина в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».
Также законопроект предусматривает дополнение статьи 35 Федерального закона положением, согласно которому финансовое обеспечение проведения профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции, при распространении которой применяются мероприятия, указанные в статье 311 настоящего Федерального закона, осуществляется за счет средств федерального бюджета.
При этом статью 51 Федерального закона, регламентирующую полномочия главных государственных санитарных врачей и их заместителей, предлагается дополнить положением, в соответствии с которым органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при получении предложений данных врачей обязаны в трехдневный срок принять меры, указанные в данных предложениях, или направить главному государственному санитарному врачу Российской Федерации свою позицию по полученным предложениям. В этом случае главный государственный санитарный врач Российской Федерации принимает необходимые меры реагирования.
Также подготовлен законопроект, согласно которому предлагается дополнить Воздушный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» нормами, предусматривающими, урегулирование порядка предоставления гражданам транспортных услуг в случае распространения новой коронавирусной инфекции.
Так, законопроектом предлагается установить с даты, определенной решением Правительства Российской Федерации, порядок допуска граждан к услугам авиационного и железнодорожного транспорта при наличии документации, подтверждающей наличие профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции, медицинского противопоказания к проведению профилактической прививки и (или) перенесенное заболевание новой коронавирусной инфекцией.
Основание: 1. Проект федерального закона № 17357-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» / https://sozd.duma.gov.ru/bill/17357-8.
2. Проект федерального закона № 17358-8 «О внесении изменений в статью 107 Воздушного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» / https://sozd.duma.gov.ru/bill/17358-8.
Минтруд разработал формы проверочных листов для осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства
В целях снижения рисков причинения вреда на объектах контроля и оптимизации контрольных (надзорных) мероприятий Минтруд России подготовил для утверждения проверочные листы (списки контрольных вопросов) для осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Всего подготовлено для утверждения 75 форм проверочных листов (списков контрольных вопросов).
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 11 Требований к разработке, содержанию, общественному обсуждению проектов форм проверочных листов, утверждению, применению, актуализации форм проверочных листов, а также случаи обязательного применения проверочных листов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2021 № 1844, предмет плановой выездной проверки не ограничивается оценкой соблюдения обязательных требований, в отношении которых в проверочных листах, подготовленных для утверждения, определен список вопросов, отражающих соблюдение или несоблюдение контролируемым лицом таких обязательных требований.
Приказ Федеральной службы по труду и занятости от 10.11.2017 № 655 «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов) для осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» предложено признать утратившим силу.
Основание: Проект приказа Минтруда России «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов) для осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» / http://regulation.gov.ru/projects#npa=122867.
КОММЕНТАРИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА
Конституционный Суд Российской Федерации защитил добросовестных владельцев строений в запретной зоне газопровода
Гражданина обязали снести за свой счет постройки на садовом участке в охранной зоне газопровода, возведенные без согласования с эксплуатирующей организацией. Доводы заявителя о том, что он не знал об ограничениях в использовании его участка, были отклонены. Позднее в законе было уточнено, что постройка не считается самовольной, если собственник не знал и не мог знать об ограничениях в отношении его участка. Гражданин счел это вновь открывшимся обстоятельством, но ему было отказано в пересмотре, так как в Законе о газоснабжении добросовестность владельца постройки не учитывается. Заявитель решил оспорить нормы, которые не позволяют пересмотреть дело и лишают собственника построек права на судебную защиту или компенсацию за снос.
Конституционный Суд признал спорные нормы не противоречащими Конституции, так как они не предполагают отказа в пересмотре дел о сносе постройки, если судами было признано, что лицо не знало и не могло знать об установленных ограничениях либо вопрос о его добросовестности не исследовался. Если при новом рассмотрении суд установит добросовестность владельца постройки, ее либо сохранят, либо компенсируют убытки. Снос за свой счет рассматривается как санкция, которая возможна только при наличии вины. Закон о газоснабжении не исключает ее установление.
Дело заявителя подлежит пересмотру.
Документ: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11.11.2021 № 48-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 6 части четвертой статьи 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 32 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина Ю.В. Тихонова» / СПС Консультант Плюс.
Воспользоваться отпуском по уходу за ребенком может и дальний родственник, фактически осуществляющий уход за ребенком
В Минтруде ответили на вопрос, может ли взять отпуск по уходу за ребёнком его очень дальняя родственница. Было, в частности, разъяснено, что трудовое законодательство помимо матери ребёнка также предоставляют возможность иным родственникам воспользоваться правом на отпуск по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет.
При этом перечень таких родственников является открытым. Определяющее значение здесь имеет фактическое осуществление ухода. Возможность предоставления такого отпуска не зависит от степени родства и совместного проживания указанного лица с родителями (родителем) ребёнка.
Документами, подтверждающими право на предоставление отпуска, являются: свидетельство о рождении ребёнка; документы, свидетельствующие о наличии трудовых отношений (трудовая книжка, приказ о приёме на работу и т.п.); заявление работника о предоставлении отпуска по уходу за ребёнком и др.
Такие заявление оформляется в том числе родственником в произвольном виде на имя работодателя либо по форме (при наличии), утверждённой работодателем в своём локальном нормативном акте (ст. 8 ТК РФ).
Документ: Консультация эксперта, Минтруд России, 2021 / Вправе ли взять отпуск по уходу за ребенком его очень дальняя родственница? Если да, как следует оформить заявление и обязательно ли подтверждать родство? / СПС Консультант Плюс.
Хрупкая дама или ломовая лошадь: Минтруд разрешил женщинам таскать тяжести на работе
Эксперты оценили нормы приказа Минтруда России от 14.09.2021 № 629н «Об утверждении предельно допустимых норм нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную».
Согласно новому нормативу, который начнёт действовать с весны будущего года, суммарная масса грузов, перемещаемых в течение каждого часа рабочей смены, не должна превышать 350 кг с рабочей поверхности и 175 кг с пола, а вот допустимое расстояние, на которое этот вес можно перемещать, метражом не будет ограничено. То есть работницы могут быть привлечены к переносу допускаемого нормативами веса, например, с одного этажа на другой, и делать это без каких бы то ни было ограничений по расстоянию.
Как отмечают эксперты, такое фактическое ужесточение законодательства в пользу работодателя произошло из-за желания Минтруда оказаться от нормирования величин динамической работы, совершаемой в течение каждого часа. Ещё во времена СССР допустимую нагрузку при производстве ручных работ измеряли в килограмм-сила-метрах. И это вызывало трудности в случае проверок, ведь требовалось не только изучить документы, но и подсчитать фактическую нагрузку на работников. Теперь, по-видимому, решили, чтобы не путаться в формулах, оставить только килограммы веса, упустив, что расстояние, на которое допустимо перемещать груз, тоже имеет большое значение.
По мнению экспертов, теперь трудовое законодательство идёт по пути буквального восприятия статьи 19 Конституции России, в которой закреплены общие принципы равенства мужчины и женщины в Российском государстве. В частности, это отражено в изменённом положении статьи 253 Трудового кодекса России. Сейчас труд женщин на работах, связанных с подъёмом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые нормы, запрещается. А с 1 марта 2022 года женский труд такого рода, согласно поправкам в трудовое законодательство, будет только ограничиваться.
Документ: Хрупкая дама или ломовая лошадь: Минтруд разрешил женщинам таскать тяжести на работе // https://life.ru/p/1453409.
Профсоюзы оценили идею Минтруда изменить систему учета бедных
Минтруд подготовил проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил определения границ бедности в целом по Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации, используемых в оценках показателя «Уровень бедности» в целом по Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации, и о внесении изменений в Федеральный план статистических работ», согласно которому предлагается ввести дополнительный инструмент для оценки границы бедности в стране, который будет учитывать уровень общей инфляции, а не изменение узкого «минимального» набора потребления. В качестве определения границы бедности ведомство предлагает использовать значение прожиточного минимума за четвертый квартал 2020 года и ежеквартально его пересматривать с учетом цепного индекса потребительских цен за соответствующий квартал.
26 ноября 2021 года состоялось заседание стороны Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющей общероссийские объединения профсоюзоов.
(https://rtk.fnpr.ru/events/zasedaniya-rtk/zasedanie-rtk-26-noyabrya-2021-goda.html).
Как рассказала РИА Новости заместитель председателя Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Нина Кузьмина, к назначению нового показателя есть вопросы.
По словам замглавы ФНПР, вопросы возникают и с тем, кем считать группу людей, чьи доходы будут выше границы бедности, однако ниже прожиточного минимума.
«Не поддержали. Во-первых, она на нас как снег на голову свалилась. То есть на этапе разработки социальные партнеры не привлекались Минтрудом к обсуждению. Во-вторых, мы не поняли, для чего нужен этот новый показатель», — сказала Нина Кузьмина.
Документ: Профсоюзы оценили идею Минтруда изменить систему учета бедных / https://news.mail.ru/economics/48966970/?utm_partner_id=902.
Определен порядок регистрации работодателей, желающих принять участие во всероссийских рейтингах организаций в области охраны труда
Департамент условий и охраны труда Минтруда России направил в регионы приказы Минтруда России «О проведении Всероссийского рейтинга организаций среднего и малого бизнеса в области охраны труда» от 22 ноября 2021 г. № 818 и «О проведении Всероссийского рейтинга организаций крупного бизнеса в области охраны труда» от 22 ноября 2021 г. № 817 и предложил работодателям принять активное участие во Всероссийских рейтингах, а также просил проинформировать работодателей крупного, среднего и малого бизнеса в области охраны труда соответствующего субъекта Российской Федерации.
Для доступа к участию во Всероссийских рейтингах необходимо зарегистрироваться по следующим ссылкам:
https://eisot.creatium.site/rating-average-small (для организаций среднего и малого бизнеса в области охраны труда);
https://eisot.creatium.site/rating-large (для организаций крупного бизнеса в области охраны труда).
Документ: Письмо Минтруда России от 24.11.2021 № 15-1/В-4624 «О Всероссийских рейтингах организаций в области охраны труда» / СПС Консультант Плюс.
Разработаны рекомендации к условиям труда в зависимости от вида деятельности и особенностей технологических процессов
Утверждены рекомендации к производственным объектам, осуществляющим: добычу и обогащение рудных и нерудных полезных ископаемых; добычу нефти и (или) газа и производство нефтепродуктов; производство и переработку черных и цветных металлов; литейное производство; производство лакокрасочных материалов; производство пенополистирольных материалов; производство шин; производство товаров бытовой химии и др.
Документ: Рекомендации к условиям труда в зависимости от вида деятельности и особенностей технологических процессов (утв. Роспотребнадзором, приложение к МР 2.2.0344-21) // Бюллетень нормативных и методических документов Госсанэпиднадзора, № 3, сентябрь, 2021.
Составители обзора:
А. Шустров
Н. Наумов