Ежемесячный правовой дайджест «Газпром профсоюза»
№09, 2021 год, сентябрь.
НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
В северный стаж, дающий право на досрочную пенсию, будут засчитывать периоды обучения
В т.н. северный стаж работы, дающий право на досрочную пенсию, будут засчитывать периоды профобучения и дополнительного профобразования. Речь идет об обучении и образовании, которые являются условием выполнения работниками определенных видов деятельности и обязанность проведения которых возложена на работодателя. Главное условие - чтобы в это время за сотрудниками сохранялись рабочие места и зарплата, а работодатели отчисляли за них взносы на обязательное пенсионное страхование.
Постановление вступает в силу с 1 января 2022 г.
Основание: Постановление Правительства России 10.09.2021 № 1532 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Утвержден порядок исчисления среднего заработка по последнему месту работы для целей определения размера пособия по безработице
Согласно общему правилу исчисление среднего заработка осуществляется органами службы занятости на основе сведений о выплатах и иных вознаграждениях, на которые были начислены страховые взносы на ОПС.
Работодателем исчисление среднего заработка осуществляется в установленных случаях, например, если у гражданина отсутствовал доход или полученные доходы не подлежали обложению страховыми взносами.
Средний заработок работника исчисляется за последние 3 календарных месяца, предшествующие месяцу увольнения. При этом учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации независимо от источников этих выплат.
Оговорены случаи повышения тарифных ставок (должностных окладов, денежного вознаграждения), надбавок за квалификационный разряд (классный чин, дипломатический ранг) и за особые условия госслужбы.
Основание: Постановление Правительства России от 14.09.2021 № 1552 «Об утверждении Правил исчисления среднего заработка по последнему месту работы (службы)».
Определены дни праздничного отдыха россиян в 2022 году
С учетом нормы статьи 112 ТК РФ о переносе выходного дня на следующий после него рабочий день при совпадении выходного и нерабочего праздничного дней в 2022 году переносятся следующие выходные дни:
- с субботы 1 января на вторник 3 мая;
- с воскресенья 2 января на вторник 10 мая;
- с субботы 5 марта на понедельник 7 марта.
В результате новогодние каникулы продлятся с 31 декабря 2021 г. по 9 января 2022 г. На 23 февраля выпадет 1 выходной. На Международный женский день предусмотрены 3-дневные выходные (с 6 по 8 марта), а предшествующая рабочая неделя будет 6-дневной.
На Первомай и День Победы будем отдыхать по 4 дня (с 30 апреля по 3 мая и с 7 по 10 мая соответственно). На День России и День народного единства запланированы 3-дневные выходные (с 11 по 13 июня и с 4 по 6 ноября).
Основание: Постановление Правительства России от 16.09.2021 № 1564 «О переносе выходных дней в 2022 году».
За безработными гражданами в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования сохраняется право на получение пособия по безработице
Установлено, что в случае направления безработных граждан на прохождение профессионального обучения и получение дополнительного профессионального образования в рамках договоров о сотрудничестве, заключенных органами службы занятости с федеральными операторами (иными организациями), за безработными гражданами в указанный период сохраняется право на получение пособия по безработице.
Выплата пособия по безработице прекращается или приостанавливается в случаях, предусмотренных статьей 35 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».
По запросу органов службы занятости федеральные операторы (иные организации) представляют необходимые документы для выплаты пособия безработным гражданам, проходящим профессиональное обучение или получающим дополнительное профессиональное образование.
Основание: Постановление Правительства России от 03.09.2021 № 1484 «О внесении изменений в Положение о реализации мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан на период до 2024 года».
Больничные, декретные и детские выплаты: особенности исчисления
Определены особенности исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Они заменят особенности, установленные в 2007 г.
Уточнены положения об учете среднего заработка в случаях, когда гражданин на момент наступления страхового случая работает в нескольких местах. На постоянной основе закреплено, что пособие по временной нетрудоспособности не может быть ниже МРОТ. Предусмотрено применение районных коэффициентов к зарплате и среднему заработку для исчисления пособий.
Постановление вступает в силу с 1 января 2022 г. и действует до 1 сентября 2027 г.
Основание: Постановление Правительства России от 11.09.2021 № 1540 «Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
С 2022 года изменится порядок оплаты дополнительных расходов на реабилитацию застрахованных лиц в связи с несчастными случаями на производстве и профзаболеваниями
Правительство России скорректировало порядок оплаты отпуска застрахованного лица, получившего повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (сверх ежегодно оплачиваемого), на весь период санаторно-курортного лечения и проезда к месту такого лечения и обратно.
Определено, какие сведения предоставляет страхователь для оплаты указанного отпуска страховщиком. Данные должны быть направлены не позднее чем за 2 недели до начала отпуска.
Решение об оплате отпуска застрахованного лица принимается страховщиком в течение 5 рабочих дней с даты получения от страхователя необходимых сведений. Оплата отпуска производится страховщиком в течение 2 рабочих дней.
Напомним, что с 1 января 2022 г. отменяется зачетный принцип принятия расходов страхователей в счет уплаты взносов на ОСС.
Постановление вступает в силу с 1 января 2022 г.
Основание: Постановление Правительства России от 21.09.2021 № 1584 «О внесении изменений в Положение об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний осуществляется по новым правилам
Теперь финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется страхователем за счет собственных средств с последующим возмещением произведенных им расходов за счет средств бюджета Фонда в пределах суммы, согласованной с территориальным органом Фонда на эти цели, но не более суммы, рассчитанной в установленном порядке.
Также, в частности, предусмотрено расширение перечня предупредительным мер. К мерам дополнительно отнесен мониторинг состояния здоровья сотрудников на рабочем месте. В 2021 г. за счет ФСС профинансируют профилактику COVID-19. Актуализирован перечень документов, обосновывающих, необходимость финансового обеспечения предупредительных мер.
Установлено так, что в 2021 году страхователь обращается с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер в территориальный орган ФСС в срок до 1 октября 2021 года.
Утрачивает силу приказ Минтруда России от 10.12.2012 № 580н, которым были утверждены ранее действовавшие Правила финансового обеспечения предупредительных мер.
Основание: Приказ Минтруда России от 14.07.2021 № 467н «Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами», зарегистрирован в Минюсте России 08.09.2021 за № 64932.
Скорректированы правила осуществления социальных выплат гражданам, признанным безработными
С учетом изменений, внесенных в Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», в Правилах, в частности, исключены положения, касающиеся выплаты стипендии в период прохождения профессионального обучения по направлению органов службы занятости. В указанный период гражданину начисляется ежемесячное пособие по безработице, в том числе на основании сведений об успеваемости и о посещаемости занятий.
В связи с переходом в электронный формат оказания гражданам содействия в трудоустройстве, исключены также положения, касающиеся ознакомления безработных граждан с приказами об осуществлении социальных выплат под роспись. Уведомления, связанные с выплатами, будут направляться с использованием Единой цифровой платформы "Работа в России", а также единого портала госуслуг.
Кроме того, в частности, уточнены основания принятия решения о прекращении выплаты пособия по безработице, а также скорректированы положения, устанавливающие начало периода приостановки выплаты пособия по безработице.
Приказ вступил в силу 25.09.2021.
Основание: Приказ Минтруда России от 24.08.2021 № 568н «О внесении изменений в Правила, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.02.2019 № 116н», зарегистрирован в Минюсте России 14.09.2021 за № 64978.
Минтруд уточнил порядок проведения госэкспертизы условий труда
Госэкспертиза условий труда проводится в т. ч. на основании представлений госинспекций труда в связи с реализацией мероприятий по госконтролю (надзору) за соблюдением Закона о специальной оценке условий труда, в т. ч. на основании заявлений работников, профсоюзов, их объединений, иных представительных органов, а также работодателей, их объединений, страховщиков, органов исполнительной власти, организаций, выполнявших оценку (в случае проведения госэкспертизы условий труда в целях анализа качества оценки).
Минтруд определил уполномоченное учреждение на проведение исследований (испытаний) и измерений вредных производственных факторов при проведении госэкспертизы условий труда в соответствии с вышеуказанной нормой в случае обращения региональных органов о проведении исследований (испытаний) и измерений. Это Всероссийский научно-исследовательский институт труда.
Результаты передаются в Минтруд и орган, который направил обращение.
Основание: Приказ Минтруда России от 17.06.2021 № 405н «О внесении изменений в пункт 28 Порядка проведения государственной экспертизы условий труда, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 августа 2014 г. № 549н», зарегистрирован в Минюсте России 13.09.2021 за № 64973.
Утверждены правила работы вытрезвителей
Основная задача специализированных организаций для оказания помощи лицам, находящимся в состоянии опьянения, - обеспечить их естественное вытрезвление. В вытрезвитель принимают как доставленных граждан, так и тех, кто обратился самостоятельно. Предусмотрено получение согласия лица на помещение в вытрезвитель и пребывание в нем.
Срок пребывания в вытрезвителе не должен превышать 24 часов. Определены виды помощи, оказываемой гражданам в вытрезвителе.
О помещении в вытрезвитель информируют территориальные органы МВД.
Определены структура, штатная численность вытрезвителя, стандарт его оснащения.
Основание: Приказ Минздрава России, Минтруда России и МВД России от 30.06.2021 № 689н/440н/509 «Об утверждении Правил организации деятельности специализированных организаций для оказания помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения», зарегистрировано в Минюсте России 13.09.2021 за № 64975.
С 2022 года будут применяться новые формы документов для получения социальных и имущественных вычетов по НДФЛ
С 2022 г. будет действовать упрощенный порядок получения вычетов по НДФЛ. Это касается в т. ч. имущественных вычетов по расходам на новое строительство либо приобретение жилья и земельных участков для ИЖС, а также погашение процентов по займам (кредитам), израсходованным на указанные цели. Плательщики будут взаимодействовать с налоговыми органами через интернет-сервис "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц". Декларацию подавать не нужно.
В связи с этим утверждены новые формы документов для получения указанных имущественных вычетов, а также социальных вычетов по НДФЛ на лечение и обучение, вычета в сумме страховых взносов по договору добровольного страхования жизни.
К таким документам относятся заявление и уведомление о подтверждении права на вычет. Определен порядок заполнения заявления и формат его представления в электронной форме. Уведомление направляется в формате PDF.
Прежняя форма уведомления о подтверждении права на указанные имущественные вычеты признается утратившей силу.
Приказ вступает в силу с 1 января 2022 г.
Основание: Приказ Федеральной налоговой службы от 17.08.2021 № ЕД-7-11/755@ «Об утверждении форм, порядков их заполнения, а также форматов представления документов, применяемых при подтверждении права налогоплательщика на получение социальных налоговых вычетов, предусмотренных подпунктами 2, 3, 4 (в части социального налогового вычета в сумме страховых взносов по договору (договорам) добровольного страхования жизни) и 7 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации, а также имущественных налоговых вычетов, предусмотренных подпунктами 3 и 4 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации, в электронной форме», зарегистрирован в Минюсте России 17.09.2021 за № 65051.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ
Гарантии оплаты работникам, работающим вахтовым методом, стоимости проезда от места нахождения работодателя (пункта сбора) до места выполнения работы и обратно планируется закрепить в Трудовом кодексе Российской Федерации
В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (далее – ТК РФ) вахтовый метод работы – это особая форма осуществления трудового процесса вне места постоянного проживания работников, когда не может быть обеспечено ежедневное их возвращение к месту постоянного проживания (ст. 297 ТК РФ).
При этом вахтовый метод применяется при значительном удалении места работы от места постоянного проживания работников или места нахождения работодателя.
В настоящее время в соответствии с трудовым законодательством доставка работников от места нахождения работодателя или от пункта сбора до места выполнения работы и обратно осуществляется за счет средств работодателя, в соответствии с графиком, в котором предусматривается время, необходимое для доставки работников на вахту и обратно.
Вместе с тем нормы ТК РФ, направленные на предоставление и обеспечение гарантий и компенсаций работникам, привлекаемым к работам вахтовым методом, не содержат конкретного положения об обязанности работодателя по доставке работника от места нахождения работодателя (пункта сбора) до места выполнения работ и обратно, что приводит к спорам сторон трудовых отношений и снижению гарантий работников.
При этом пунктом 2.5 Основных положений о вахтовом методе организации работ, утвержденных постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС, Минздрава СССР от 31 декабря 1987 г. (действует в соответствии со ст. 423 ТК РФ) установлено, что доставка работников на вахту осуществляется организованно от места нахождения предприятия или от пункта сбора до места работы и обратно экономически целесообразными видами транспорта на основе долгосрочных договоров, заключаемых предприятиями с организациями и предприятиями транспортных министерств. Для доставки работников может использоваться транспорт, принадлежащий предприятиям, применяющим вахтовый метод.
Следует отметить, что Верховным Судом Российской Федерации в решении от 17.12.1999 № ГКПИ99-924 отмечено, что обязанность организации по проезду работников от места нахождения организации или пункта сбора до вахтового поселка, а также до места работы (объекта, участка) и обратно не противоречит действующему законодательству.
При этом обязанность предприятия оплачивать проезд работников от места их постоянного жительства не соответствует законодательству, и возложение такой обязанности на работодателя является нарушением его законных прав и интересов.
Минтрудом России подготовлен законопроект в рамках инкорпорации правовых актов СССР и РСФСР или их отдельных положений в законодательство Российской Федерации.
Законопроектом инкорпорируется действующая норма акта СССР в ТК РФ в части конкретизация обязанности работодателя по доставке работников от места нахождения организации или пункта сбора до вахтового поселка, а также до места работы (объекта, участка) и обратно за счет собственных средств.
Одновременно предлагается, что при наличии финансовой возможности работодатель может компенсировать стоимость проезда работника от места жительства до места нахождения работодателя (пункта сбора). При этом размер и порядок данной компенсации устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом.
Основание: Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 302 Трудового кодекса Российской Федерации» (в части оплаты работникам, работающим вахтовым методом стоимости проезда от места нахождения работодателя (пункта сбора) до места выполнения работы и обратно)» / https://regulation.gov.ru/projects#departments=4&kinds=8&npa=120867.
Предлагается установить дополнительные трудовые гарантии для лиц,
имеющих детей
Вопросы поддержки семей с детьми определены руководством страны в качестве приоритетных и требуют принятия соответствующих решений в различных сферах жизнедеятельности граждан, включая сферу трудовых отношений.
Проектом федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» предлагается установить дополнительные трудовые гарантии для лиц, имеющих детей, при осуществлении ими работы в ночное время, выполнении сверхурочной работы, а также при направлении таких работников в командировку.
В настоящее время согласно статье 96 ТК РФ женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, инвалиды, работники, имеющие детей-инвалидов, а также работники, осуществляющие уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, матери и отцы, воспитывающие без супруга (супруги) детей в возрасте до пяти лет, а также опекуны детей указанного возраста могут привлекаться к работе в ночное время только с их письменного согласия и при условии, если такая работа не запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением.
Проектом федерального закона предлагается установленный для работников, воспитывающих детей без второго супруга, возраст детей – «до пяти лет» увеличить до четырнадцати. Кроме того, перечень работников, которые могут быть привлечены к работе в ночное время только с их письменного согласия, предлагается дополнить работниками, которыми являются родителем, имеющим ребенка в возрасте до четырнадцати лет в случае, если другой родитель работает вахтовым методом, а также работниками, имеющими трех и более детей в возрасте до четырнадцати лет.
В статье 99 ТК РФ для одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до четырнадцати лет, отца, воспитывающего ребенка в возрасте до четырнадцати лет без матери, а также родителя, имеющего ребенка в возрасте до четырнадцати лет, в случае, если другой родитель работает вахтовым методом, а также работников, имеющих трех и более детей в возрасте до четырнадцати лет, предлагается установить право на привлечение к сверхурочной работе также только с их письменного согласия.
Аналогичные изменения предлагается внести в статью 166 ТК РФ при направлении работников в командировку.
Основание: Проект федерального закона № 1098759-7 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» / https://sozd.duma.gov.ru/bill/1098759-7.
В первом чтении рассмотрен проект федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части регулирования электронного документооборота в сфере трудовых отношений)»
Законопроект реализует задачи, поставленные национальной программой «Цифровая экономика Российской Федерации», Общенациональным планом действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике.
Законопроект подготовлен в целях оптимизации взаимодействия между работодателями и работниками (в том числе их представительными органами), закрепляет возможность и механизмы ведения и использования документов, связанных с работой, в электронном виде без дублирования на бумажном носителе с целью создания больших возможностей для удаленного трудоустройства: соискатель сможет подобрать себе работодателя из другого региона, дистанционно пройти собеседование и заключить трудовой договор.
По мнению разработчиков законопроекта, предоставление возможности работодателям ведения электронного документооборота повысит оперативность оформления официальных трудовых отношений. Работники смогут без посещения кадровой службы подписывать документы, связанные с их работой, поданные ими или предназначенные для них, электронной подписью, иметь быстрый доступ к необходимым документам. Принятие законопроекта позволит им оперативно получить государственные, муниципальные, банковские и иные услуги, где требуется предоставление данных от работодателя — необходимые сведения можно будет запросить через информационную систему.
В рамках положений законопроекта предполагается установление требований к форматам и формам электронных документов, формируемых в информационных системах работодателей, в виде трудовых договоров, договоров о материальной ответственности, ученических договоров, договоров на получение образования без отрыва или с отрывом от работы.
В части иных электронных документов предполагается утверждение требований лишь к форматам документов, формируемых в информационных системах работодателей. В части форматов документов обязательным условием будет наличие принципа машиночитаемости документов.
По мнению разработчиков законопроекта, реализация данных требований позволит обеспечить межведомственное электронное информационное взаимодействие, при формировании документов исключить часть нарушений трудового законодательства, даст возможность проведения автоматизированным способом контроля трудовых отношений и формирования аналитической информации за счет автоматизированной обработки электронных кадровых документов.
Электронный кадровый документооборот предлагается осуществлять посредством:
федеральной государственной информационной системы «Единая цифровая платформа в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России», включая взаимодействие через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций), взаимодействующий с федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» и платформой «Работа в России», при условии регистрации работодателя на платформе «Работа в России»;
иной информационной системы, позволяющей обеспечить подписание электронного документа, в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, хранение электронного документа, а также фиксацию факта его получения сторонами трудовых отношений (далее – информационная система работодателя).
Документ: Проект федерального закона № 1162885-7 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части регулирования электронного документооборота в сфере трудовых отношений)» / https://sozd.duma.gov.ru/bill/1162885-7.
Предлагается обновить порядок расследования и учета профессиональных заболеваний
Проект, в целом, аналогичен действующему в настоящее время Положению о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. N 967, при этом учитывает изменившееся законодательство и практику его применения.
В частности, санитарно-гигиеническую характеристику условий труда работника предлагается направлять не в медицинское учреждение по месту его жительства или прикрепления, а в медицинскую организацию, направившую экстренное извещение о профессиональном заболевании работника.
Также закрепляется обязанность работодателя завершить расследование обстоятельств и причин возникновения у работника профессионального заболевания не позднее трех месяцев со дня создания соответствующей комиссии.
Документ: Проект Постановления Правительства России «Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний» / СПС Консультант Плюс.
Особенности правового регулирования трудовых отношений в связи с распространением коронавирусной инфекцией планируют продлить до конца 2022 года
С мая 2020 года во всем мире, в том числе и в России, были введены ограничительные меры по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (далее - COVID-19).
Постановление Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 № 887 «Об особенностях правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в 2020 и 2021 годах» принято в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 17 Федерального закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
В настоящее время ситуация с заболеваемостью COVID-19 остается напряженной.
В целях предотвращения распространения COVID-19 в Российской Федерации и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения проектом постановления предлагается продлить действие постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 № 887 «Об особенностях правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в 2020 и в 2021 годах» по 31.12.2022.
Документ: Проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2020 г. № 887 «Об особенностях правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в 2020 и 2021 годах»» / http://regulation.gov.ru/projects#npa=120860.
КОММЕНТАРИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА
Размещение фотографий работников и сопутствующей информации на сайте организации соответствует признакам распространения персональных данных и требует отдельного согласия работников
Статьей 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее - Закон N 152-ФЗ) установлены особенности обработки персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, под которыми понимаются персональные данные, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных путем дачи согласия на подобную обработку в установленном порядке (п. 1.1 ст. 3 Закона № 152-ФЗ). Распространение персональных данных, в свою очередь, представляет собой действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц (п. 5 ст. 3 Закона № 152-ФЗ).
На наш взгляд, ограничение сферы применения ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ только случаями обработки персональных данных, доступ к которым предоставлен самим субъектом персональных данных, противоречило бы смыслу заложенных в эту статью норм. К примеру, как следует из ч. 2 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ, раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц самим субъектом персональных данных является лишь частным случаем из общей сферы применения ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ. Поэтому мы полагаем, что ключевым понятием для применения названной статьи является именно распространение персональных данных: если обработка персональных данных заключается в действиях, направленных на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц, то оператор должен осуществлять такую обработку в соответствии с требованиями ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ. Другого порядка обработки персональных данных в форме распространения закон не содержит.
Соответственно, если работодатель собирается разместить фотографии работников в открытом доступе - на корпоративном сайте в сети Интернет (изображения при этом предполагается дополнить справочной информацией, включающей фамилию, имя, отчество сотрудника, год рождения), его действия следует признать распространением персональных данных. Следовательно, организация в описанной ситуации обязана соблюсти требования Закона № 152-ФЗ и получить предварительное согласие сотрудников на распространение их персональных данных, включая фотографическое изображение, неопределенному кругу лиц. Такое согласие должно быть получено по правилам ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ. Молчание или бездействие субъекта персональных данных ни при каких обстоятельствах не может считаться согласием на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения (ч. 8 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ).
Напомним, что с 1 сентября 2021 г. вступает в силу приказ Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 24 февраля 2021 г. № 18, утвердивший требования к содержанию согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения.
Отметим, что согласно ч. 11 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ установленные субъектом персональных данных запреты на передачу (кроме предоставления доступа), а также на обработку или условия обработки (кроме получения доступа) персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, не распространяются на случаи обработки персональных данных в государственных, общественных и иных публичных интересах, определенных законодательством Российской Федерации. Обработка персональных данных, необходимая для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей, допускается и без согласия субъекта персональных данных (п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона № 152-ФЗ). Таким образом, размещение персональных данных работников на сайте организации не требует предварительного их согласия в том случае, если работодатель обязан законом к размещению таких сведений.
Документ: Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг ГАРАНТ / ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/consult/work_law/1483144/#ixzz75rTRnJOL.
С 1 сентября 2021 года в России заработала «гаражная амнистия»
С 1 сентября 2021 года вступает в силу Федеральный закон № 79-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который был принят в целях урегулирования вопросов приобретения гражданами прав на гаражи и земельные участки, на которых они расположены («гаражная амнистия»).
Разъясняется, кто сможет воспользоваться законом. «Гаражная амнистия» распространяется на объекты гаражного назначения, возведенные до введения в действие Градостроительного кодекса России (30 декабря 2004 года). Речь идет об объектах капитального строительства, в том числе о тех, которые находятся в гаражно-строительных кооперативах. Земля, на которой расположен гараж, должна быть государственной или муниципальной.
Не попадают под «гаражную амнистию» самовольные постройки и подземные гаражи при многоэтажках и офисных комплексах, а также гаражи, возведенные после вступления в силу Градостроительного кодекса России.
Воспользоваться «гаражной амнистией» смогут граждане - владельцы гаражей, возведенных до вступления в силу Градостроительного кодекса России; их наследники; граждане, которые приобрели гаражи, возведенные до вступления в силу Градостроительного кодекса России, по соглашению у лица, подпадающего под «гаражную амнистию».
Подготовлена Методичка для граждан: «гаражная амнистия» за 8 шагов. В методических рекомендациях подробно рассказывается, как воспользоваться «гаражной амнистией», составлены полезные советы для граждан. Разъясняется, на какие конкретно случаи распространяется закон, какие нужны документы, представлены их формы и образцы. Например, это могут быть длительное добросовестное использование, ранее полученное решение о распределении гаража, документы технической инвентаризации и другое.
При этом если у гражданина нет указанных в рекомендациях документов, это не означает, что он не сможет оформить гараж. Региональные органы власти наделены полномочиями по определению дополнительного перечня документов, на основании которых человек может зарегистрировать гараж по «гаражной амнистии». Кроме того, в поисках документов граждане могут обратиться в местное БТИ.
Граждане должны иметь в виду, что если земельный участок под гаражом не стоит на кадастровом учете, его будет необходимо образовать. В методичке рассказывается, как подготовить схему расположения границ участка под гаражом и получить от уполномоченного органа решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Отдельно расписана процедура взаимодействия владельца гаража с кадастровым инженером, который должен подготовить межевой план земельного участка и технический план гаража.
Так как кадастровый инженер является участником рыночных отношений, граждане должны заключить с ним договор подряда, где будет предусмотрена цена и сроки выполнения работ. Никаких платежей в пользу государства закон не предполагает.
Решение о бесплатном предоставлении земельного участка под гаражом в собственность принимает уполномоченный орган публичной власти, как правило, это муниципалитет. Такое решение принимается после того, как участок под гаражом будет образован и поставлен на кадастровый учет.
Госпошлину за оформление гаража платить не нужно. В целях сокращения финансовой нагрузки на граждан законом предусматривается, что за государственную регистрацию права собственности на гараж и земельный участок под ним не нужно будет платить госпошлину, поскольку соответствующее заявление в Росреестр будет подавать администрация от имени гражданина. После проведения регистрационных действий она вручит владельцу выписки из ЕГРН, подтверждающие оформление прав на гараж и землю.
Документ: Информация Росреестра от 01.09.2021 «С 1 сентября 2021 года вступает в силу закон о «гаражной амнистии» / https://rosreestr.gov.ru/site/press/news/s-1-sentyabrya-2021-goda-vstupaet-v-silu-zakon-o-garazhnoy-amnistii/.
Составитель обзора:
А. Шустров