Институт стратегических коммуникаций и социальных проектов (Инстратком) составил рейтинг ТОП-50 коммерческих компаний, реализующих общественно-ориентированные проекты в России за последние 3 года.
Рейтинг показывает эффективность социальных проектов 50 крупнейших публичных акционерных обществ (ПАО) России с точки зрения граждан страны. Оценка проектов велась, путем отслеживания цикла «инициация – исполнение – результат». Оценивались проекты в следующих областях: благотворительность, дополнительная социальная поддержка сотрудников, развитие инфраструктуры мест пребывания компаний, образовательные и научные программы. Выступая инициатором и исполнителем проекта, анализируемые в рейтинге компании уже показывают себя социально ориентированными, но основная задача оценить именно результат от их деятельности, отследив общественную реакцию на инициативы. Отслеживание результата проводится по двум показателям: коэффициент эффективности проектов для населения в период до введения ограничений, связанных с пандемией (апрель 2019 – апрель 2020) и после (апрель 2020 – апрель 2021).
Итоговая первая пятерка рейтинга выглядит следующим образом:
- ПАО «Газпром»,
- ПАО НК «Роснефть» и ПАО «МК «Норильский никель»,
- ПАО «Транснефть»,
- ПАО «Русгидро»,
- ПАО «Татнефть» им. В.Д. Шашнина.
Рейтинг состоит из следующих показателей:
- Коэффициент трат на социальную деятельность: показатель состоит из суммы абсолютных трат компаний на социальную деятельность в 2020, 2019 и 2018 году. Данные получены из опубликованных компаниями бухгалтерских отчетов. Если по каким-либо причинам компания не предоставила в бухгалтерских отчетах данные о тратах на социальную деятельность, была приведена косвенная оценка.
- Коэффициент отношения трат на социальную деятельность к прибыли компании: показатель состоит из отношения трат компании на социальную деятельность к прибыли компании, что показывает то, на сколько компания готова делиться своей прибылью с населением.
- Коэффициент эффективности проектов для населения: показывает, чьи проекты из исследуемых компаний, вызвали наиболее яркий и положительный отклик со стороны СМИ и социальных сетей. Для формирования коэффициента были прочитаны и проанализированы тысячи комментариев по тематикам, на основе чего были сделаны соответствующие выводы. Для полной иллюстрации данного коэффициента он оценивался по двум периодам: до пандемии (04.2019–04.2020) и после ее начала (04.2020–04.2021).
- Суммарный балл: сумма всех баллов по каждому из выявленных коэффициентов (первый показатель учтен вдвойне, так как выделяется как самый главный, а также он используется дополнительным при равных баллах).