Ежемесячный правовой дайджест «Газпром профсоюза»
№06, 2021 год, июнь:
НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Законодателем уточнена иерархия профсоюзных уставов
Постановлением Конституционного Суда России от 27.10.2020 № 44-П положение пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» признано не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой оно, обязывая территориальное объединение (ассоциацию) организаций профсоюзов, являющееся одновременно учредителем и членом общероссийского объединения (ассоциации) соответствующих профсоюзов, обеспечить соответствие положений своего устава положениям устава учрежденного им общероссийского объединения (ассоциации) профсоюзов, допускает необоснованное вмешательство государства в деятельность профсоюзов, а также не согласующееся с конституционно значимыми целями ограничение права на объединение и свободы деятельности общественных объединений.
В связи с правовой позицией Конституционного Суда РФ указанная норма исключена из пункта 1 статьи 7 закона.
Согласно новой редакции ч. 1 ст. 7 закона, уставы первичных профсоюзных организаций, иных профсоюзных организаций, входящих в структуру общероссийских, межрегиональных профсоюзов, не должны противоречить уставам соответствующих профсоюзов.
Одновременно закреплена возможность внесения в уставы общероссийских, межрегиональных объединений (ассоциаций) профсоюзов положений о непротиворечии их уставам уставов территориальных, межрегиональных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, входящих в состав соответствующих общероссийских, межрегиональных объединений (ассоциаций) профсоюзов.
Основание: Федеральный закон от 11.06.2021 № 171-ФЗ «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».
Приняты поправки к Гражданскому кодексу Российской Федерации
об онлайн-собраниях
С 1 июля 2021 г. собрания участников гражданско-правовых сообществ можно будет проводить дистанционно. Прописаны требования.
Установлено, что наряду с местом проведения очного собрания необходимо указывать в числе реквизитов протокола также способ дистанционного участия членов гражданско-правового сообщества в заседании. В случаях проведения заседаний при дистанционном участии членов сообщества вместо места проведения собрания в протоколе указывается способ такого дистанционного участия. При использовании «смешанного» формата в протоколе необходимо указать и место, где физически присутствовали некоторые участники или их представители, и способ дистанционного участия остальных.
Кроме того, введено правило о возможности подтверждения принятия решения собрания не только с помощью протокола, составленного в письменной форме и подписанного председательствующим и секретарем, но и с помощью иных способов, предусмотренных законом, единогласным решением собрания или уставом юридического лица.
Это даст возможность использовать прежде всего аудиовизуальные способы фиксации хода заседания и результатов голосования, а также допустить применение в будущем иных технологий фиксации фактов, в том числе таких, которые пока не созданы.
В статью 181.2 ГК РФ заложены ряд универсальных правил проведения собраний и оформления их решений:
1) Заседания собраний всегда являются очными, при этом участники могут присутствовать на заседании лично (в месте проведения заседания), а могут также участвовать в заседаниях дистанционно. Принятые в таких случаях решения правильно именовать «принятые путем голосования на очном заседании собрания»;
2) При принятии решения исключительно путем заочного голосования собрание не происходит, такие решения правильно именовать «принятые путем заочного голосования»;
3) Законом, единогласным решением участников или уставом юридического лица может быть предусмотрено совмещение голосования на очном собрании и заочного голосования;
4) Место проведения собрания всегда подразумевает определенное помещение или определенную территорию;
5) В случаях применения дистанционных технологий в протоколе следует указывать способ дистанционного участия членов гражданско-правового сообщества;
6) Вместо протокола можно использовать иной способ подтверждения принятия решения, если это допускается законом, единогласным решением собрания или уставом юридического лица.
Все перечисленные правила должны быть также отражены в федеральных законах, определяющих порядок принятия решений собраний участников гражданско-правовых сообществ.
Напоминаем, что несмотря на принятые изменения, порядок проведения в дистанционном режиме собраний профсоюзных организаций, входящих в структуру «Газпром профсоюза», должен быть определен локальным нормативным актом профсоюзной организации. Это требование закреплено в уставах профсоюзных организаций.
Основание: Федеральный закон от 28.06.2021 № 225-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации».
Трудовой кодекс актуализировали в части льгот для аспирантов
Для работников, которые заочно осваивают программы подготовки научных кадров в аспирантуре (адъюнктуре), с 1 сентября 2021 г. предусматриваются дополнительные оплачиваемые отпуска продолжительностью 30 дней и один свободный от работы день в неделю с 50-процентной оплатой.
Сейчас эти льготы положены только по программам подготовки научно-педагогических кадров.
Статья о порядке организации и проведения проверок работодателей признана утратившей силу. Будут применяться нормы законодательства о госконтроле (надзоре).
Поправки вступают в силу с 1 июля 2021 г.
Основание: Федеральный закон от 28.06.2021 № 220-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».
В России модернизируют государственную политику в области занятости населения
В частности, Общероссийская база вакансий «Работа в России2 переименована в Единую цифровую платформу в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России». Уточнены ее задачи и функции.
Наравне с очным приемом закреплен дистанционный формат предоставления услуг. Взаимодействие работодателей, граждан и органов службы занятости будет осуществляться в электронной форме. Личная явка гражданина для подбора работы не обязательна. Но при этом она осталась обязательной для регистрации в качестве безработного.
Инвалиды I группы освобождены от личного посещения центров занятости для регистрации в качестве безработного.
К обязанностям ЦЗН отнесено завершение процедуры регистрации граждан (в случае их согласия) на портале госуслуг при отсутствии у последних учетной записи в ГИС.
Граждан, обратившихся за содействием в поиске работы, будут дифференцировать в зависимости от их мотивации к трудоустройству.
Дополнены меры социальной защиты инвалидов в области занятости. Установлена квота для приема их на работу.
Предусмотрена господдержка выпускников, в т. ч. в возрасте до 25 лет, получивших высшее образование, ищущих работу в течение года с даты выдачи документа об образовании.
Введена ответственность за нарушение требований Закона о занятости населения.
Закон вступает в силу с 1 июля 2021 г., за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.
Основание: Федеральный закон от 28.06.2021 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и статью 21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Ужесточается контроль за оборотом оружия
Подписан закон об усилении контроля за оборотом оружия. Он, в частности, предусматривает:
- повышение до 21 года возраста приобретения охотничьего оружия и огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны;
- возможность приобретения гладкоствольного ружья с магазином только через 2 года владения гражданским огнестрельным длинноствольным оружием;
- запрет на распространение в СМИ и Интернете инструкций по незаконному изготовлению или переделке оружия, основных частей огнестрельного оружия;
- запрет хранения списанного оружия без уведомления Росгвардии;
- обязанность граждан и организаций уведомлять Росгвардию о приобретении списанного оружия с целью его регистрации;
- запрет хранения организациями (кроме государственных военизированных) оружия в помещениях, не оборудованных охранной сигнализацией с выводом на пульт охранной организации;
- ограничения на выдачу лицензии на приобретение оружия гражданам с судимостью и привлеченным к ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения;
- обязанность владельцев оружия сообщать в Росгвардию об утрате или хищении принадлежащего им оружия;
- аннулирование лицензий и разрешений в случае отказа предоставить доступ уполномоченным сотрудникам к местам хранения оружия для проверки условий его хранения, а также в случае отказа предоставить оружие для осмотра;
- ведение реестров лицензий и разрешений;
- исключение возможности предоставления Росгвардией госуслуг в МФЦ.
Федеральный закон вступает в силу через 1 год после его официального опубликования, за исключением отдельных положений, которые вводятся в действие с 1 января 2022 г.
Основание: Федеральный закон от 28.06.2021 № 231-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оружии» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Приняты масштабные поправки к Закону о газоснабжении
Скорректирован Федеральный закон от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации».
Введены понятия газораспределительной организации, а также единого и регионального операторов газификации.
Правительство установит:
- правила взаимодействия таких организаций, операторов и регионов в рамках межрегиональных и региональных программ газификации ЖКХ, промышленных и иных организаций;
- критерии отнесения объектов производства, хранения и использования сжиженного природного газа к малотоннажным;
- правила присоединения газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям.
Минэнерго определит правила составления топливно-энергетических балансов регионов и муниципалитетов.
Введены нормы о компенсации затрат на присоединение к сетям газоиспользующего оборудования отдельных категорий заявителей, определяемых Правительством.
Предусмотрено регулирование платы за присоединение к магистральным газопроводам:
- строящихся и реконструируемых газопроводов для транспортировки газа от магистральных газопроводов до объектов капстроительства;
- газопроводов для транспортировки газа от месторождений газа до магистрального газопровода.
Правительству Российской Федерации предложено обеспечить в срок до 01.11.2021 принятие нормативных правовых актов, направленных на реализацию принятых поправок.
Основание: Федеральный закон от 11.06.2021 № 184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О газоснабжении в Российской Федерации».
Права граждан, проживающих в бывшем ведомственном жилом фонде, не будут ущемлены
Урегулированы вопросы пользования жилыми помещениями, которые находились в зданиях, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, и использовались в качестве общежитий или служебных жилых помещений, и не были переданы в ведение органов местного самоуправления в результате изменения формы собственности или ликвидации указанных предприятий или учреждений. К отношениям по использованию указанных жилых помещений решено применять нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре найма жилого помещения (Глава 35).
Условия договоров о плате за пользование, содержание жилья, коммунальные услуги должны быть аналогичными условиям договора социального найма.
Основание: Федеральный закон от 26.05.2021 № 210-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» и статью 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».
Принят «закон-спутник» к закону о госконтроле
Главные задачи реформы госконтроля: сместить акцент с проведения проверок на профилактику нарушений, дать юридическим лицам и ИП больше гарантий при взаимодействии с инспекторами, а также упростить этот процесс.
Положения отраслевых федеральных законов о видах контроля приведены в соответствие с нормами Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Изменения внесены более чем в 100 законов.
Изменения приведут правила отраслевых законов в соответствие с положениями реформы. Новыми редакциями статей для каждого вида контроля устанавливается его наименование с указанием отнесения к федеральному государственному контролю (надзору), региональному государственному контролю (надзору), муниципальному контролю. В том числе, четко изложены предмет контроля и надзора, удалены дублирующие и излишние нормы. Для некоторых видов контроля и надзора определены особенности проведения профилактических и контрольно-надзорных мероприятий.
Кроме того, вносятся изменения в сам Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», который только вступает в силу с 01.07.2021. Вносятся изменения, касающиеся регулирования отдельных контрольных (надзорных) мероприятий: выборочного контроля, наблюдения за соблюдением обязательных требований, выездного обследования и др.
Основание: Федеральный закон от 11.06.2021 № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Семьи с детьми смогут покупать железнодорожные билеты в купе на поезда дальнего следования со скидкой
Путешествующие на поездах дальнего следования родители, законные опекуны с одним ребенком или несколькими детьми в возрасте до 18 лет смогут по льготным тарифам покупать ж/д билеты для проезда в купейных вагонах. Это будет возможно, как при самостоятельном приобретении билетов, так и при их покупке в составе туристского продукта. Категория поезда значения не имеет. Ограничений по маршрутам нет.
Льготный тариф рассчитывается как разница между стоимостью билета по выбранному маршруту в купе и половиной его стоимости в плацкартном вагоне. Он не будет применяться при оформлении билетов для лиц, имеющих право оплаты стоимости проезда со скидкой или пользующихся бесплатным проездом.
Выпадающие доходы организаций ж/д транспорта будут возмещены за счет федеральных субсидий. Определен порядок их предоставления в 2021 г. Предусмотрен отбор получателей путем запроса предложений.
Данная мера направлена на повышение конкурентоспособности внутреннего туристского продукта.
Основание: Постановление Правительства России от 09.06.2021 № 875 «Об утверждении Правил предоставления в 2021 году из федерального бюджета субсидий организациям железнодорожного транспорта на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате установления льгот по тарифам на осуществление семейных поездок железнодорожным транспортом общего пользования в купейных вагонах в поездах дальнего следования всех категорий, в целях повышения конкурентоспособности внутреннего туристского продукта».
Переболевшие COVID-19, включая не обращавшихся за медпомощью, смогут пройти углубленную диспансеризацию
Скорректирована программа гарантий оказания гражданам медпомощи на 2021-2023 гг.
С 1 июля 2021 г. переболевшие COVID-19, а также граждане, в отношении которых отсутствуют сведения о перенесенном заболевании COVID-19, смогут пройти углубленную диспансеризацию. При этом Минздрав определит категории, имеющие право на такую диспансеризацию в первоочередном порядке. Записаться можно будет в т. ч. через портал госуслуг.
Предусмотрены общий и биохимический анализы крови, измерение насыщения крови кислородом (сатурация), тест с 6-минутной ходьбой, спирометрия, рентген грудной клетки, прием терапевта. Для переболевших добавятся анализ на определение концентрации D-димера в крови, помогающий выявлять признаки тромбообразования. Все исследования можно будет пройти в течение одного дня.
В дальнейшем при необходимости могут назначить эхокардиографию, КТ легких и допплеровское исследование сосудов нижних конечностей.
Поправки вступают в силу со дня опубликования.
Основание: Постановление Правительства России от 18.06.2021 № 927 «О внесении изменений в Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов».
Изменен порядок ведения и хранения трудовых книжек на бумажном носителе
Минтрудом утверждены новая форма бумажной трудовой книжки, порядок её ведения и хранения.
Основное изменение в форме: если раньше и сведениям о работе, и сведениям о награждении отводилось по 10 разворотов трудовой книжки, то теперь сведения о работе займут 14 разворотов, а сведения о награждении – 7.
Кроме того, отменено требование о ведении приходно-расходной книги по учёту бланков трудовых книжек, а также книги учёта движения трудовых книжек. Ныне действующие формы указанных книг утратят силу. Однако поскольку учёт трудовых книжек всё равно придётся вести, работодателю потребуется разработать свои формы.
Записи в книжку разрешено полностью или частично печатать либо вносить с помощью штампов. Рекомендуется использовать световодостойкие чернила (пасту, краску, гель) чёрного, синего или фиолетового цвета и без каких-либо сокращений. Не допускается писать «пр.» вместо «приказ», «расп.» вместо «распоряжение», «пер.» вместо «переведён».
Установлены особенности заполнения трудовой книжки дистанционного работника.
Установлен срок выдачи трудовой книжки работнику при отказе от её ведения. Вернуть документ нужно не позже 3-х рабочих дней со дня подачи заявления. Если такое заявление было подано работником менее чем за три рабочих дня до его увольнения, трудовая книжка выдаётся работнику не позднее дня увольнения.
Приказ вступает в силу с 1 сентября 2021 года.
Основание: Приказ Минтруда России от 19.05.2021 № 320н «Об утверждении формы, порядка ведения и хранения трудовых книжек», зарегистрирован в Минюсте России 01.06.2021 за № 63748.
Работодателей столичного региона в отдельных сферах деятельности обязали вакцинировать работников и отчитаться об этом
Часть работодателей и заказчиков услуг в Москве и Московской области обязаны обеспечить проведение вакцинации от коронавируса среди персонала и исполнителей по ГПД.
Данное требование распространяется на целый ряд сфер деятельности, таких как торговля, общепит, бытовые услуги, образование, здравоохранение, транспорт и др. Привиты должны быть не менее 60% персонала.
Кроме того, обязательная вакцинация коснулась государственных и муниципальных служащих Москвы и области, сотрудников органов власти регионов и подведомственных им организаций.
На работников с противопоказаниями к вакцинации эти требования не распространяются.
Привить персонал однокомпонентной вакциной или первым её компонентом нужно до 15 июля, вторым — до 15 августа. В период с 1 по 15 июля о выполнении указанных выше требований необходимо отчитаться. Передать сведения нужно в электронном виде с использованием личного кабинета работодателям Москвы на сайте http://www.mos.ru, Московской области — http://www.uslugi.mosreg.ru.
Основание: 1. Указ Мэра Москвы от 16.06.2021 № 32-УМ «О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 08.06.2020 № 68-УМ».
2. Постановление Главного государственного санитарного врача по г. Москве от 15.06.2021 № 1 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям».
3. Постановление Губернатора МО от 16.06.2021 № 184-ПГ «О внесении изменений в постановление Губернатора Московской области от 13.06.2021 № 178-ПГ «О дополнительных мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Московской области».
4. Постановление Главного государственного санитарного врача по МО от 16.06.2021 № 3 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям».
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ
Советом Федерации одобрены поправки в Трудовой кодекс Российской Федерации по вопросам охраны труда
Совет Федерации 23.06.2021 одобрил федеральный закон «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (№ 1070354-7).
Проект указанного закона был внесен в Государственную Думу в декабре 2020 года Правительством Российской Федерации с наименованием «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части совершенствования механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости».
Федеральный закон принят Государственной Думой 17.06.2021.
Федеральный закон направлен на систематизацию и дальнейшее совершенствование правового регулирования охраны труда (так, регулирование прав и обязанностей работодателей и работников в области охраны труда выделено в отдельную главу 35 Трудового кодекса) и процесса расследования несчастных случаев на производстве, предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний, в том числе нового вида травм, полученных на производстве - микроповреждений (микротравм).
Главами 34 и 36 Трудового кодекса упорядочено регулирование вопросов управления охраной труда — как государственного управления, которое возложено непосредственно на Правительство Российской Федерации либо по его поручению на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, так и управления охраной труда непосредственно у работодателя.
Изложение Раздела X «Охрана труда» в новой редакции предусматривает, в частности:
- изменение перечня основных понятий в области охраны труда, а также корректировку определений ряда понятий, содержащихся в этом перечне;
- на основании действующей статьи 216 ТК РФ «Государственное управление охраной труда» уточнение полномочий в области охраны труда Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (с выделением указанных полномочий в отдельные статьи);
- уточнение и выделение в отдельную главу прав и обязанностей работника и работодателя в области охраны труда;
- изменение подхода к реализации мер безопасности, предусматривающее, в частности, предоставление работникам средств индивидуальной защиты в зависимости от имеющихся на их рабочих местах вредных производственных факторов, а не от наименования профессии (должности) работника, занятого на конкретном рабочем месте (как это установлено в настоящее время);
- дополнение этого раздела статьями об основных принципах обеспечения безопасности труда, о профессиональных рисках, о микроповреждениях (микротравмах);
- установление запрета на работу в опасных условиях труда (за исключением работ, связанных с предотвращением или устранением последствий чрезвычайных ситуаций, а также отдельных видов работ, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений) с обязательным проведением внеплановой специальной оценки условий труда для возобновления работодателем приостановленной деятельности;
- определение задач и форм деятельности комитета (комиссии) по охране труда как элемента системы управления охраной труда.
Федеральным законом работодателю предоставлено право на добровольной основе проводить самостоятельную оценку соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (самообследование).
Кроме того, Федеральный закон детализирует порядок проведения обязательных медицинских осмотров некоторых категорий работников, а также уточняется основание расторжения трудового договора в случае однократного грубого нарушения работником требований охраны труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий.
Внесенные в ТК РФ изменения призваны обеспечить реализацию концепции рамочного участия государства в построении системы охраны труда у конкретного работодателя, предусматривающей широкую автономию работодателя в выборе средств управления охраной труда, включая управление профессиональными рисками; в принятии решений по предупредительным и реактивным мерам с учетом специфики производства, применяемых технологий, техники и материалов.
При обсуждении законопроекта стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющие общероссийские объединения профсоюзов и общероссийские объединения работодателей, в основном выразили согласие с законопроектом. При этом «профсоюзной» стороной были представлены в Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов замечания и предложения по данному законопроекту для дальнейшего рассмотрения.
Федеральный закон согласно его статье 2 вступает в силу с 01.03.2022.
Основание: Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 23.06.2021 № 411-СФ «О Федеральном законе «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» / https://sozd.duma.gov.ru/bill/1070354-7.
Работодателям предложены рекомендации по учету микроповреждений (микротравм) работников
Под учетом микроповреждений (микротравм) работников понимается процедура сбора и регистрации соответствующей информации.
Основанием для регистрации микроповреждения (микротравмы) работника и рассмотрения обстоятельств и причин, приведших к его возникновению, является обращение пострадавшего работника к своему непосредственному или вышестоящему руководителю, работодателю, представителю работодателя. При обращении пострадавшего к медицинскому работнику организации, последний сообщает о микроповреждении (микротравме) работника оповещаемому лицу.
Оповещаемое лицо незамедлительно информирует любым общедоступным способом специалиста по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда о микроповреждении (микротравме) работника.
При получении информации о микроповреждении (микротравме) работника лицом, уполномоченным по вопросам охраны труда, рекомендуется в течение суток рассмотреть обстоятельства и причины, приведшие к ее возникновению.
При рассмотрении обстоятельств и причин, приведших к возникновению микроповреждения (микротравмы) работника, лицу, уполномоченному по вопросам охраны труда, целесообразно запросить объяснение пострадавшего работника об указанных обстоятельствах, любым доступным способом, определенным работодателем, а также провести осмотр места происшествия.
Пострадавший работник имеет право на личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении обстоятельств и причин, приведших к возникновению микроповреждения (микротравмы).
Лицо, уполномоченное по вопросам охраны труда, обеспечивает регистрацию в Журнале учета микроповреждений (микротравм) работников соответствующих сведений, а также с участием руководителя структурного подразделения пострадавшего работника формирование мероприятий по устранению причин, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм).
В приложениях приведены рекомендуемые образцы:
справки о рассмотрении причин и обстоятельств, приведших к возникновению микроповреждения (микротравмы) работника;
журнала учета микроповреждений (микротравм) работников.
Документ: Проект Приказа Минтруда России «Об утверждении рекомендаций по учету микроповреждений (микротравм) работников» / https://regulation.gov.ru/projects/List/AdvancedSearch# (ID проекта 02/08/06-21/00117010).
КОММЕНТАРИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА
Нарушение работодателем процедуры увольнения председателя профсоюза не всегда приведет к восстановлению на работе
В силу ч. 3 ст. 374 ТК РФ, работодатель вправе уволить руководителей выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций, не освобожденных от основной работы, в связи с сокращением штата без учета решения вышестоящего органа, если такое решение не представлено в определенный срок или решение о несогласии с увольнением суд признал необоснованным по заявлению работодателя.
Гражданка посчитала эти нормы неконституционными. Она была в т. ч. председателем профкома заводского профсоюза, попала под сокращение штата, но вышестоящая организация не дала согласие на увольнение. Работодатель все же издал приказ об увольнении и обратился в суд с заявлением о признании необоснованным решения профсоюза. Суды с ним согласились. Иски гражданки о восстановлении на работе отклонены. Заявительница посчитала, что вышеуказанная норма позволяет уволить до признания судом необоснованным решения вышестоящего органа.
Конституционный Суд России не согласился с гражданкой.
Специальная процедура увольнения таких работников направлена на защиту от дискриминации в области труда. Работодатель должен доказать, что предстоящее увольнение связано только с совершенствованием организационно-штатной структуры, а не с профсоюзной деятельностью работника. Если вышестоящий профсоюзный орган не согласился с увольнением, то работодатель вправе обратиться с заявлением о признании соответствующего решения необоснованным в суд, который выясняет обстоятельства увольнения. Решение признается необоснованным только с момента вступления в законную силу решения суда.
Увольнение без учета решения вышестоящего органа, признанного затем судом необоснованным, должно быть признано незаконным из-за нарушения процедуры. Однако это не всегда может повлечь безусловное восстановление работника на работе и выплату ему компенсации за вынужденный прогул. Суд должен учесть все обстоятельства конкретного дела, в т. ч. соблюдение работодателем иных требований, возможность исполнения работником прежних обязанностей. Если нарушение процедуры - это единственная причина для признания увольнения конкретного работника незаконным, то суд вправе ограничиться изменением даты увольнения и взысканием в пользу работника среднего заработка за период, когда он был лишен возможности трудиться.
Документ: Постановление Конституционного Суда России от 03.06.2021 № 26-П «По делу о проверке конституционности части третьей статьи 374 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Е.К. Сергеевой» / СПС Консультант Плюс.
Верховный Суд России обобщил практику споров по возведению зданий вблизи трубопроводов
Пока не установлены зоны минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов, строительство в границах минимальных расстояний до них допускается только по согласованию с организацией - собственником трубопровода или уполномоченной им организацией.
Муниципалитет не вправе отказать в присвоении адреса дому, который построили в указанных границах.
Нельзя признать самовольной постройку, возведенную вблизи трубопровода, если собственник не знал и не мог знать об ограничениях, в том числе если не был обеспечен публичный доступ к соответствующим сведениям. Если сведения о трубопроводе внесли в ЕГРН после возведения построек, то собственник имеет право на компенсацию за снос. В противном случае убытки ему не возместят.
Спорные объекты необязательно должны быть снесены. Возможна реконструкция здания, которая обеспечит безопасную эксплуатацию как самого объекта, так и газопровода. Собственник может уменьшить минимальные безопасные расстояния до газопроводов, разработать дополнительные противопожарные мероприятия.
Документ: Обзор судебной практики по спорам, связанным с возведением зданий и сооружений в охранных зонах трубопроводов и в границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (утв. Президиумом Верховного Суда России 23.06.2021) / СПС Консультант Плюс.
По предварительной оценке, МРОТ в 2022 году составит 13 617 рублей
Минтруд сообщает, что минимальный размер оплаты труда вырастет в 2022 году на 6,4%.
Также увеличится размер прожиточного минимума в целом по России на душу населения и составит 11950 рублей, для трудоспособного населения - 13 026 рублей, для детей - 11 592 рубля, для пенсионеров - 10 277 рублей.
МРОТ составляет 42% от медианной заработной платы, рассчитываемой Росстатом, прожиточный минимум - 44,2% от медианного среднедушевого дохода, рассчитываемого Росстатом.
Отмечается при этом, что рост МРОТ приводит к росту медианных доходов в последующие периоды. Это будет способствовать росту прожиточного минимума на очередной период.
При этом обращено внимание на то, что при расчете размеров пособий и выплат для оценки нуждаемости конкретной семьи и определения размеров выплат используется региональный прожиточный минимум.
Документ: Информация Минтруда России от 11.06.2021 «Минимальный размер оплаты труда в 2022 году вырастет на 6,4%» / СПС Консультант Плюс.
Какое место работы указывать в трудовом договоре с дистанционным работником
В Минтруде ответили на вопрос о допустимости указания в трудовом договоре с дистанционным работником места работы «в пределах Российской Федерации» без конкретизации.
Эксперт считает, что подобная формулировка не будет являться правомерной, поскольку, в случае если место выполнения работы располагается в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, такой работник имеет право на соответствующие гарантии и компенсации. Поэтому во избежание трудовых споров рекомендовано указать в трудовом договоре с дистанционщиком в качестве места работы населённый пункт, в пределах которого он будет исполнять свои трудовые обязанности.
Дополнительно отмечено, что трудовой договор с дистанционным работником может быть прекращён в случае изменения работником местности выполнения трудовой функции, если это влечёт невозможность исполнения им обязанностей по трудовому договору на прежних условиях (ч. 2 ст. 312.8 ТК РФ).
Документ: Информация Минтруда России «Допустимо ли в трудовом договоре с дистанционным работником указание места работы «в пределах Российской Федерации» без конкретизации?» / СПС Консультант Плюс.
Составитель обзора:
А. Шустров