НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Работникам с тремя и более детьми до 18 лет разрешено брать ежегодный отпуск в любое удобное для них время
Работникам с 3 и более детьми до 18 лет разрешили использовать ежегодный отпуск в любое время по их желанию. Выбирать удобный период отдыха родитель сможет, пока младшему ребенку не исполнится 14 лет.
Ранее такое право предоставлялось многодетным родителям при условии, что все дети младше 12 лет.
Закон вступил в силу с 20 марта 2021 года.
Основание: Федеральный закон от 09.03.2021 № 34-ФЗ «О внесении изменений в статью 262.2 Трудового кодекса Российской Федерации».
За нарушения в области персональных данных станут наказывать строже
Увеличиваются штрафы за правонарушения в области персональных данных (ст. 13.11 КоАП РФ) и срок давности привлечения к ответственности за эти нарушения. Предусмотрено более строгое наказание за их повторное совершение.
Так, до ста тысяч рублей увеличится размер штрафа для юридических лиц за невыполнение оператором при обработке персональных данных без использования средств автоматизации обязанности по соблюдению условий по обеспечению сохранности персональных данных.
До пятисот тысяч рублей увеличился размер санкций за повторное невыполнение оператором в сроки, установленные законодательством Российской Федерации в области персональных данных, требования субъекта персональных данных об уточнении персональных данных, их блокировании или уничтожении в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, за обработку персональных данных без согласия в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных в случаях, когда такое согласие должно быть получено в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных.
До шестидесяти тысяч рублей увеличена ответственность за невыполнение оператором предусмотренной законодательством Российской Федерации в области персональных данных обязанности по опубликованию или обеспечению иным образом неограниченного доступа к документу, определяющему политику оператора в отношении обработки персональных данных, или сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных.
Федеральный закон вступил в силу 27.03.2021, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок введения в действие.
Основание: Федеральный закон от 24.02.2021 № 19-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
Правительство России подготовило работодателям рекомендации по переводу работников в возрасте 65 лет и старше на дистанционную (удаленную) работу
С 1 апреля работники 65+ не смогут взять больничный из-за ситуации по коронавирусу, но работодателям рекомендовано переводить их на удаленку в приоритетном порядке.
Признаны утратившими силу Временные правила оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты соответствующих пособий в случае карантина застрахованным лицам в возрасте 65 лет и старше.
Работодателям рекомендуется в приоритетном порядке переводить на дистанционную (удаленную) работу сотрудников в возрасте 65 лет и старше.
Постановление вступает в силу с 01.04.2021.
Основание: Постановление Правительства России от 02.03.2021 № 300 «О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и рекомендации работодателям по переводу работников в возрасте 65 лет и старше на дистанционную (удаленную) работу».
Осенью вводятся новые требования к аптечкам для оказания первой помощи работникам
С 1 сентября 2021 г. будут действовать новые требования к комплектации медизделиями аптечки для оказания первой помощи работникам.
Обозначено 12 наименований медизделий. Предусмотрены их виды. Допускается комплектация одним из них. Например, требуется 2 пары нестерильных перчаток, которые можно выбрать из 11 видов. Количество нестерильных масок увеличилось до 10 штук. Указано 2 вида. Требуется 2 упаковки стерильных салфеток.
Ранее произведенные (укомплектованные) аптечки применяются в течение срока их годности, но не позднее 31 августа 2025 г.
Приказ вступает в силу с 1 сентября 2021 г. и действует 6 лет.
Основание: Приказ Минздрава России от 15.12.2020 № 1331н «Об утверждении требований к комплектации медицинскими изделиями аптечки для оказания первой помощи работникам», зарегистрирован в Минюсте России 10.03.2021 за № 62703.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ
В Трудовом кодексе Российской Федерации предлагается закрепить возможность проведения медицинских осмотров с использованием медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния здоровья работников
Согласно проекту, для отдельных категорий работников могут устанавливаться обязательные медицинские осмотры до начала или в начале рабочего дня (смены, рейса) (предсменные, предрейсовые медицинские осмотры), а также в течение (текущие (внутрисменные, внутрирейсовые) медицинские осмотры) и (или) по окончании либо в конце рабочего дня (смены, рейса) (послесменные, послерейсовые медицинские осмотры).
Время прохождения указанных медицинских осмотров будет включаться в рабочее или в иное время, оплачиваемое в соответствии со статьей 185 ТК РФ. В случае, если время прохождения указанных медицинских осмотров включается в иное оплачиваемое время, особенности учета данного времени устанавливаются отраслевым соглашением.
Допускается проведение указанных обязательных медицинских осмотров с использованием медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния здоровья работников, в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья.
Для отдельных категорий работников правоохранительных органов с учетом особенностей работы обязательные медицинские осмотры по решению соответствующего органа могут проводиться лишь в течение рабочего дня (смены).
Вступление в силу указанных положений предполагается с 1 июля 2021 года.
Кроме того, соответствующие изменения предлагается внести в Федеральные законы от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», от 02.05.1997 № 76-ФЗ «Об уничтожении химического оружия», от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
Основание: Проект Федерального закона «О внесении изменений в статью статьи 213 и 330.3 Трудового кодекса Российской Федерации» / https://regulation.gov.ru/projects#npa=113761.
Некоммерческие организации смогут заочно принимать ряд важных решений и в 2021 году
В 2021 году высший орган управления некоммерческой организацией сможет принять отдельные решения заочным голосованием, даже если такой порядок не предусмотрели в уставе.
По проекту разрешено голосовать заочно, когда нужно:
- образовать органы НКО или досрочно прекратить их полномочия;
- утвердить аудиторскую организацию или индивидуального аудитора НКО.
Последнее касается организаций, у которых годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность проходит обязательный аудит.
Напомним, в 2020 году по указанным вопросам можно было голосовать заочно из-за коронавируса. Поскольку некоторые ограничения сохраняются, предложили распространить это правило и на 2021 год.
Основание: Проект Федерального закона № 1127523-7 О внесении изменений в статью 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях» (в части уточнения положений о заочном голосовании высших органов управления некоммерческих организаций) / https://sozd.duma.gov.ru/bill/1127523-7.
Законопроект о налоговом вычете по расходам на занятия спортом будет рассмотрен в третьем чтении
Налоговый вычет по НДФЛ планируется предоставлять в размере расходов на физкультурно-оздоровительные услуги, но не более 120 тыс. рублей за налоговый период с учетом расходов на иные социальные вычеты по НДФЛ.
Максимальный размер вычета (13% от суммы в 120 тыс. рублей), подлежащий возврату налогоплательщику, может составить 15,6 тыс. рублей.
Перечень организаций, предоставляющих физкультурно-оздоровительные услуги, при получении которых можно будет претендовать на налоговый вычет, будет формироваться Минспортом.
Документ: Проект Федерального закона № 1048793-7 «О внесении изменений в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части предоставления социального налогового вычета в сумме, уплаченной налогоплательщиком за оказанные ему физкультурно-оздоровительные услуги» / https://sozd.duma.gov.ru/bill/1048793-7.
К третьему чтению подготовлен законопроект, устанавливающий сроки обращения работника в суд с требованием о компенсации морального вреда
Законопроект разработан во исполнение Постановления Конституционного Суда РФ от 14 июля 2020 года № 35-П. Указанным Постановлением часть первая статьи 392 ТК РФ признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она не содержит указания на сроки обращения в суд с требованием о компенсации морального вреда, причиненного нарушением трудовых прав, в тех случаях, когда требование о компенсации морального вреда заявлено в суд после вступления в законную силу решения суда, которым нарушенные трудовые права восстановлены полностью или частично.
В этой связи законопроектом предусматривается, что при наличии спора о компенсации морального вреда, причиненного работнику вследствие нарушения его трудовых прав, требование о такой компенсации может быть заявлено в суд одновременно с требованием о восстановлении нарушенных трудовых прав либо в течение трех месяцев после вступления в законную силу решения суда, которым эти права были восстановлены полностью или частично.
Напомним, ст. 21 ТК РФ право на компенсацию морального вреда отнесено к числу основных прав работника.
В соответствии с положениями ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора, а в случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Документ: Проект Федерального закона № 1075006-7 «О внесении изменений в статьи 391 и 392 Трудового кодекса Российской Федерации» / https://sozd.duma.gov.ru/bill/1075006-7.
Россиянам предоставят возможность оформления паспортов гражданина России, содержащих электронный носитель информации
Проект Указа подготовлен Минцифры России (ID проекта 04/14/03-21/00114294) в целях повышения защищенности паспортов, совершенствования процедур удостоверения личности и идентификации граждан на территории России.
Согласно проекту, Правительством России до 1 июня 2021 года будут утверждены образец бланка и описание паспорта, содержащего электронный носитель информации.
Предусматривается, что паспорт, содержащий электронный носитель информации, применяется на территории России наравне с действующим в соответствии с указом Президента России от 13.03.1997 № 232 основным документом, удостоверяющим личность гражданина России на территории России.
На электронном носителе информации паспорта, а также в информационных системах МВД России размещаются биометрические и иные персональные данные владельца паспорта, включая изображение его лица и папиллярных узоров двух пальцев рук.
В случаях и в порядке, устанавливаемых Правительством России, в качестве основного документа, удостоверяющего личность гражданина России на территории России, может использоваться электронный документ, формируемый с использованием приложения для мобильных устройств.
Возможность оформления указанных паспортов предлагается предоставить москвичам с 1 декабря 2021 года, всем россиянам - до 1 июля 2023 года.
Документ: Проект указа Президента России «О паспорте гражданина Российской Федерации, содержащем электронный носитель информации» / https://regulation.gov.ru/projects#npa=114294.
Обязательные требования к программам обучения по охране труда, к организации процесса обучения и проверки знаний требований охраны труда у работников
Обучение по охране труда относится к профилактическим мероприятиям по охране труда, направленным на сокращение случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний, и проводится в строгом соответствии с программами обучения, утвержденными работодателем. Программы обучения по охране труда в организации разрабатываются с учетом результатов специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков.
Проектом предлагается утвердить Порядок, устанавливающий обязательные требования к определению работников организации, которым необходимо пройти обучение по охране труда, программам обучения, устанавливающим объем обучения по охране труда, организации процесса обучения и проверки знаний требований охраны труда у работников.
Предусматривается, что порядок обучения обязателен для исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, работодателями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности организаций, работодателями - физическими лицами (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), а также работниками, заключившими трудовой договор с работодателем.
В приложениях приведены:
перечень работ повышенной опасности, к которым предъявляются отдельные требования по обучению работников;
количество работников, подлежащих обучению во внешних обучающих организациях, с учетом среднесписочной численности и категории риска организации;
примерные перечни тем для формирования программ обучения безопасным методам и приемам выполнения работ;
примерные перечни тем для программ инструктажей.
Отмечается, что предлагаемый Порядок не заменяет специальных требований к проведению обучения по охране труда, установленных нормативными правовыми актами, содержащими государственные нормативные требования охраны труда, а также нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов государственного надзора и контроля. Данные специальные требования к проведению обучения по охране труда должны быть учтены дополнительно при организации процесса обучения.
Документ: Проект постановления Правительства России «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда работников организаций» https://regulation.gov.ru/projects#npa=112477.
КОММЕНТАРИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА
Конституционный Суд России напомнил, что само по себе необоснованное обращение за налоговым вычетом без обмана и подлога еще не мошенничество
Гражданин приобрел квартиру по военной ипотеке за счет государства и оформил налоговый вычет. Когда выяснилось, что вычет ему не полагался, его осудили за мошенничество. Суды проигнорировали доводы о его добросовестном заблуждении и заявитель обратился в Конституционный Суд России. По его мнению, обжалуемая им норма УК РФ неконституционна, поскольку позволяет наказывать налогоплательщика за мошенничество без установления подлога, подделки документов. Она перекладывает на налогоплательщика ответственность за неосмотрительность сотрудников налоговых органов.
Конституционный Суд России ранее уже признавал третью часть соответствующей статьи УК не противоречащей Конституции. Конституционный Суд распространил эту правовую позицию на первую часть статьи. Спорная норма не предполагает уголовной ответственности за необоснованное обращение налогоплательщика за вычетом, если представленные им документы не имели признаков подделки или подлога, а налоговый орган сначала подтвердил, а потом опроверг право на вычет. Само по себе такое обращение не свидетельствует о мошенничестве. Граждане могут заблуждаться относительно основания для вычета и полагаться на компетентность должностных лиц. Предоставление вычета в такой ситуации должны исключить сами сотрудники налогового органа, для чего достаточно обычной внимательности и осмотрительности.
Дело гражданина будет пересмотрено.
Документ: Постановление Конституционного Суда России от 04.03.2021 № 5-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина В.В. Калугарова».
Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений предложены рекомендации по организации дистанционной (удаленной) работы
Организацию дистанционной работы (кроме дистанционной работы по инициативе работодателя в исключительных случаях) рекомендуется осуществлять с учетом специфики деятельности работников путем отражения в коллективном договоре, локальном нормативном акте, принимаемом с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, в трудовом договоре, дополнительном соглашении к трудовому договору следующих положений:
- порядка взаимодействия работодателя и работника, в том числе в связи с выполнением трудовой функции дистанционно, передачей результатов работы и отчетов о выполненной работе по запросам работодателя, сроков подтверждения получения электронного документа от другой стороны;
- порядка подтверждения действий дистанционного работника и работодателя, связанных с предоставлением друг другу информации, если они осуществляют взаимодействие в иной форме;
- формы подачи работником работодателю заявлений (в письменной или электронной форме и др.), предусмотренных Трудовым кодексом РФ, осуществления ознакомления работника с документами, в отношении которых трудовым законодательством предусмотрено ознакомление под роспись;
- режима рабочего времени и времени отдыха дистанционного работника;
- условий и порядка вызова работодателем дистанционного работника на стационарное рабочее место или выхода на работу такого работника по своей инициативе (за исключением дистанционной работы в соответствии со статьей 312.9. Трудового кодекса РФ);
- порядка предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска и иных видов отпусков работникам, выполняющим дистанционную работу на постоянной основе;
- обеспечения работника необходимым оборудованием, программно-техническими средствами, средствами защиты и иными материально-техническими средствами, необходимыми работнику для выполнения своей трудовой функции;
- порядка, сроков и размеров компенсации дистанционному работнику расходов за использование принадлежащих ему или арендованных им оборудования, программно-технических средств, средств защиты информационных средств (если работник использует данные средства с согласия или ведома работодателя и в его интересах);
- порядка ознакомления дистанционного работника с требованиями охраны труда при работе с оборудованием и средствами, рекомендованными или предоставленными работодателем;
- распространения дополнительных гарантий, предусмотренных коллективным договором и (или) локальным нормативным актом работодателя, на дистанционных работников, с учетом особенностей их работы;
- иных положений, связанных с организацией дистанционной работы.
В исключительных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части, при осуществлении перевода на временную дистанционную работу по инициативе работодателя, работодатель с учетом фактической возможности работников и работодателя и решений, принятых органом государственной власти и (или) органом местного самоуправления, может установить категории работников, имеющих приоритетное право на перевод на временную дистанционную работу.
Например, к ним можно отнести:
работников, рабочие места которых находятся в зоне непосредственной угрозы для их жизни и здоровья;
беременных женщин;
работающих пенсионеров и работников, имеющих хронические заболевания;
работников (родителей, опекунов, попечителей, приемных родителей), имеющих детей в возрасте до 14 лет;
работников, осуществляющих уход за инвалидами или длительно болеющими членами семьи, которые по состоянию здоровья нуждаются в уходе;
инвалидов;
других работников, предусмотренных коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором.
Документ: Письмо Минтруда России от 26.02.2021 № 14-2/10/П-1550 (вместе с проектом рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений по организации дистанционной (удаленной) работы и по определению категорий работников, в приоритетном порядке временно переводимых на дистанционную (удаленную) работу по инициативе работодателя в исключительных случаях) / СПС Консультант Плюс.
Минтруд разъяснил, когда из-за вредных факторов нужно проводить медосмотры
С 1 апреля начнет действовать новый перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, утвержденный совместным приказом Минтруда России № 988н, Минздрава России № 1420н от 31.12.2020. По мнению ведомства, проводить предварительные и периодические медосмотры нужно:
- при работах из разделов I - V перечня - если превышены предельно допустимые концентрации и уровни факторов на рабочем месте с подклассом условий труда 3.1 и выше;
- при работах из раздела VI перечня (например, подземных) - независимо от класса условий.
Также без учета класса медосмотры обязательны при воздействии на работника некоторых химических веществ, в том числе аллергенов, канцерогенов.
Документ: Письмо Минтруда России от 10.03.2021 № 15-2/ООГ-654 «О проведении с 01.04.2021 обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников» / http://www.rostrud.ru.
Составитель обзора: А. Шустров