Ежемесячный правовой дайджест «Газпром профсоюза»
№10, 2020 год, октябрь:
НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Ежемесячные выплаты на детей решено начислять без подачи заявлений
до 1 марта 2021 г.
Частью 3 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2017 № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» ранее было установлено, что ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка до достижения им возраста 3-х лет осуществлялась на основании заявления, подаваемого ежегодно после достижения ребенком возраста 1 год и 2 года соответственно.
Федеральным законом от 01.04.2020 № 104-ФЗ «Об особенностях исчисления пособий по временной нетрудоспособности и осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка» (ст. 3) указанный порядок был изменен на период с 1 апреля по 1 октября 2020 года включительно. В указанный период выплаты назначались без подачи родителями (усыновителями) соответствующих заявлений.
Законодателями принято решение о продлении назначения ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого и (или) второго ребенка без подачи гражданами нового заявления до 1 марта 2021 года.
Изменения вступают в силу с 7 ноября 2020 г. и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 октября 2020 года.
Основание: Федеральный закон от 27.10.2020 № 345-ФЗ «О внесении изменений в статью 2 Федерального закона «Об особенностях исчисления пособий по временной нетрудоспособности и осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка».
Арктика: планы по социально-экономическому развитию и национальной безопасности до 2035 г.
Президент России утвердил Стратегию развития Арктической зоны России и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 г. Предусмотрены меры в сфере здравоохранения, науки, образования, жилищного строительства, инвестиций, добычи нефти и газа, экологии и др.
Предполагается, что средняя продолжительность жизни при рождении в Арктической зоне увеличится с 72,39 лет в 2018 г. до 78 лет в 2024 г., 80 лет в 2030 г. и 82 лет в 2035 г. Количество рабочих мест на новых предприятиях составит 30 тыс. в 2024 г., 110 тыс. в 2030 г. и 200 тыс. в 2035 г. Средняя зарплата повысится с 83,5 тыс. руб. в 2019 г. до 111,7 тыс. в 2024 г., 158,5 тыс. в 2030 г. и 212,1 тыс. в 2035 г.
Указ вступил в силу со дня подписания.
Основание: Указ Президента России от 26.10.2020 № 645 «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года».
Появились новые возможности при использовании портала «Работа в России»
Правительство России расширило функционал информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России». В нее включены подсистемы «Анализ трудоустройства граждан», «Трудоустройство граждан, испытывающих трудности в поиске работы» и «Электронный кадровый документооборот».
До 31 марта 2021 г. проводится эксперимент по использованию в электронном виде без дублирования на бумажном носителе документов, связанных с работой. В связи с этим определен порядок создания, использования и хранения документов в системе в рамках этого эксперимента. Соответствующие нормы вводятся с 1 октября 2020 г.
Обновлен перечень информации, содержащейся в системе.
Постановление вступило в силу со дня опубликования.
Основание: Постановление Правительства России от 30.09.2020 № 1568 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2015 № 885».
В 2021 г. россиян ждет одна 6-дневная рабочая неделя и 4 дня отдыха на День народного единства
В целях рационального использования работниками выходных и нерабочих праздничных дней принято решение перенести в 2021 году следующие выходные дни:
с субботы 2 января на пятницу 5 ноября;
с воскресенья 3 января на пятницу 31 декабря;
с субботы 20 февраля на понедельник 22 февраля.
Таким образом, в 2021 году граждане России будут отдыхать:
с 1 по 10 января,
с 21 по 23 февраля,
с 6 по 8 марта,
с 1 по 3 мая,
с 8 по 10 мая,
с 12 по 14 июня,
с 4 по 7 ноября.
А новогодние каникулы 2022 года начнутся в пятницу 31 декабря 2021 г.
Основание: Постановление Правительства России от 10.10.2020 № 1648 «О переносе выходных дней в 2021 году».
Заочный порядок оформления справок пострадавшим на производстве продлен до марта следующего года
Правительство России продлило особый порядок установления степени утраты трудоспособности из-за несчастных случаев на производстве или профзаболеваний до 1 марта 2021 г.
Освидетельствование в учреждении МСЭ проводится без личного участия пострадавшего - заочно. Также предусмотрено автоматическое продление ранее установленной степени утраты трудоспособности на следующие 6 месяцев.
Без личного посещения бюро составляется или продлевается программа реабилитации пострадавшего. Информация поступает в инстанции через СМЭВ. Готовые документы направляются гражданам заказным письмом.
Такой порядок введён из-за пандемии коронавируса и позволяет минимизировать социальные контакты и уменьшить риск заражения.
Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, распространяется на правоотношения, возникшие со 2 октября 2020 г., и действует до 1 марта 2021 г.
Основание: Постановление Правительства России от 24.10.2020 № 1730 «О Временном порядке установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и разработки программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания».
С 1 января 2021 г. вводятся актуализированные правила по охране труда в морских и речных портах
Правила устанавливают государственные нормативные требования охраны труда, предъявляемые к организации и выполнению погрузочно-разгрузочных работ в морских и речных портах, а также к работам по обеспечению перегрузочных процессов и перевозке работников по территории портов и акватории судами портового флота.
Требования Правил обязательны для исполнения работодателями - физическими лицами и юридическими лицами, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими организацию и выполнение портовых работ, и работниками.
Признается утратившим силу приказ Минтруда России от 21 января 2019 г. N 30н, которым были утверждены аналогичные правила.
Приказ вступает в силу с 1 января 2021 года.
Основание: Приказ Минтруда России от 15.06.2020 № 343н «Об утверждении Правил по охране труда в морских и речных портах», зарегистрирован в Минюсте России 05.10.2020 за № 60231.
По всей стране вводится обязательный масочный режим
Для всех лиц, находящихся на территории России, вводится обязательное ношение гигиенических масок в местах массового пребывания людей, общественном транспорте, такси, на парковках, в лифтах.
Главам регионов рекомендовано исходя из санэпидобстановки:
- ввести ограничительные меры по защите лиц из групп риска заболевания COVID-19;
- запретить проведение зрелищно-развлекательных мероприятий и оказание услуг общественного питания с 23.00 до 06.00;
- усилить режим дезинфекции на общественном транспорте, в такси и иных местах массового пребывания людей;
- обеспечить уровень охвата лабораторными исследованиями на COVID-19 не менее 150 исследований на 100 тыс. населения (среднесуточно за 7 дней).
Постановление вступает в силу со следующего дня после его официального опубликования.
Основание: Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 16.10.2020 № 31 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения СОVID-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом», зарегистрирован в Минюсте России 26.10.2020 за № 60563.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ
Минтруд предложил скорректировать принцип установления прожиточного минимума (ПМ) и минимального размера оплаты труда (МРОТ)
Действующая модель социального минимума потребления, ПМ, введена Федеральным законом от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в 1997 году. Россия, как и большинство постсоветских стран, унаследовала от СССР подход к определению ПМ (а вместе с ним — и бедности), называемый экономистами и социологами «абсолютным»: бедными считаются те, кто не имеет доходов для потребления минимальной корзины товаров и услуг.
В ЕС и в большинстве стран ОЭСР применяется относительный подход: граница бедности определяется относительно принятого в обществе «стандартного», обычного потребления. Существует третий подход: бедным считается тот, кто субъективно считает себя бедным; в чистом виде он не используется нигде, как дополнительный — в Армении, Казахстане, Белоруссии. В США и Канаде используются «гибриды» первого и второго подходов.
Субъективное ощущение значительной части населения России прожиточного минимума и МРОТ как «очень низких» во многом следствие «абсолютного» подхода к оценке бедности и массового занижения ПМ в регионах.
Исходя из анализа международного опыта законопроектом предлагается отказаться от устаревшего подхода к расчету величины прожиточного минимума, основанного на потребительской корзине, и перейти к установлению величины прожиточного минимума на очередной год исходя из медианного среднедушевого дохода (далее - медианный доход) за предшествующий год.
Медианный доход - это величина дохода, относительно которой у половины населения доходы выше, а у половины - ниже. При таком подходе прожиточный минимум будет зависеть от уровня доходов большинства граждан и повышаться по мере того, как растут доходы населения страны.
Идея Минтруда и заключается в переходе от «абсолютного» к «относительному» подходу — прожиточный минимум предлагается рассчитывать как долю медианного дохода по стране и на ближайшие пять лет зафиксировать ее на уровне 44,2% (показатель предлагается пересматривать). ПМ для трудоспособного населения предлагается определить как 109% от этого показателя, ПМ для детей — 97%, для пенсионера — 86% (это в среднем выше, чем сейчас).
Соответственно, соотношение МРОТ, который по закону не может быть меньше ПМ для трудоспособного населения, и медианной заработной платы (она выше медианного дохода) в 2021 составит 42% (12 792 рубля). По сравнению с действующим минимальным размером оплаты труда (12 130 рублей) рост составит 5,5%. Такое увеличение минимального размера оплаты труда затронет 3,9 млн. человек (по оценкам).
Динамика изменения медианного дохода и медианной заработной платы в предыдущие годы показывает их ежегодное увеличение. В предлагаемой законопроектом модели величина прожиточного минимума и минимальный размер оплаты труда будут ежегодно увеличиваться на темп роста медианного дохода и медианной заработной платы. При этом будет неукоснительно выполняться конституционная гарантия - при новом подходе минимальный размер оплаты труда будет превышать величину прожиточного минимума трудоспособного населения.
С целью гибкого реагирования на изменения социально-экономической ситуации предусматривается пересмотр соотношения прожиточного минимума и медианного дохода (44,2%) и соотношения минимального размера оплаты труда и медианной заработной платы (42%) не реже 1 раза в 5 лет. Это дает возможность при росте экономики и доходов населения увеличивать указанное соотношение.
Региональные ПМ мгновенно довести до новой нормы не удастся — субъектам РФ предлагается сделать это поэтапно в 2021—2025 годах, регионам, которые сейчас «завышают» ПМ, можно продолжать это делать. ПМ на 2021 год предлагается установить на уровне второго квартала 2020 года и далее увеличивать по всем группам по правительственной методике.
При реализации концепции Минтруда «бедным» в РФ будет считаться тот, кто может тратить на жизнь меньше двух пятых «среднего», то есть медианного для всей страны, дохода.
Вместе с тем, в заключении Правового управления Государственной думы на законопроект отмечено, что в соответствии со статьей 1 законопроекта «медианный среднедушевой доход» является величиной денежного дохода, исчисляемой ежегодно федеральным органом исполнительной власти. Законопроектом не приводятся критерии, которыми должен руководствоваться названный федеральный орган при исчислении указанной величины, что создает для последнего широкие пределы усмотрения. Таким образом, данная норма не отвечает критерию определенности, ясности и недвусмысленности, о соблюдении которого неоднократно указывалось в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации (например, от 23 июня 2020 года № 28-П, от 25 февраля 2004 года № 4-П).
Обращаем внимание, что статьей 2 законопроекта вводится новый термин «медианная заработная плата», который в настоящее время в законодательстве Российской Федерации не применяется и законопроектом не раскрывается.
Документ: Проект Федерального закона № 1027748-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» / https://sozd.duma.gov.ru/bill/1027748-7.
Предлагается скорректировать порядок освобождения от налогообложения компенсации сотрудникам стоимости путевок
Согласно законопроекту, суммы компенсации за счет средств организаций (индивидуальных предпринимателей) стоимости путевок на основании которых оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, за исключением туристских, освобождаются от обложения НДФЛ, за исключением случаев повторной (многократной) их компенсации в одном налоговом периоде.
При этом в проекте отсутствует условие, что суммы компенсации не должны учитываться в расходах работодателя при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Одновременно уточняются условия признания для целей налогообложения затрат на оплату услуг по санаторно-курортному лечению.
Так, в частности, основанием возникновения таких расходов может быть любой договор, а не только договор о реализации туристского продукта.
Учитываемые расходы на путевки нормируются - не больше 50 000 руб. в год на человека и не более 6% расходов на оплату труда (с учетом взносов на ДМС).
Документ: Проект Федерального закона № 1043391-7 «О внесении изменений в статьи 217 и 255 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» / https://sozd.duma.gov.ru/bill/1043391-7.
КОММЕНТАРИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА
Государство не должно вмешиваться в деятельность профсоюзов
Суд обязал Новосибирскую федерацию профсоюзов привести ее устав в соответствие с уставом учрежденной ею Федерации Независимых Профсоюзов России. Оспорить это решение не удалось. Суды сослались на Закон о профсоюзах. Он требует, чтобы объединение профсоюзов, которое учредило общероссийское объединение и стало его членом, привело свой устав в соответствие с уставом этого общероссийского объединения.
Конституционный Суд России проверил жалобу федерации и признал спорные положения названного закона противоречащими Конституции в той мере, в какой они допускают необоснованное вмешательство государства в деятельность профсоюзов, что нарушает принцип их независимости. Суд не должен их контролировать. Но это не отменяет обязанность объединения привести свой устав в соответствие с уставом того объединения, членом которого он является, что обеспечивает равные стандарты защиты социально-трудовых прав работников. Учитывая свободное и добровольное членство в объединении, это требование не ограничивает права того или иного профсоюза.
Федеральному законодателю предписано внести изменения в закон. Судебные решения в отношении заявителя должны быть пересмотрены.
Документ: Постановление Конституционного Суда России от 27.10.2020
№ 44-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 7 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» в связи с жалобой Новосибирского областного союза организаций профсоюзов «Федерация профсоюзов Новосибирской области».
Работодателям даны разъяснения о профилактике новой коронавирусной инфекции
В частности:
- в условиях риска распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 при невозможности обеспечения социального дистанцирования и в целях предотвращения скопления работников на разных этапах технологического процесса рекомендуется на предприятиях организовать работу в несколько смен;
- после перенесенного заболевания работник предоставляет работодателю больничный лист;
- работодателю необходимо обеспечить информирование работников, выезжающих из Российской Федерации, о необходимости лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР в течении трех календарных дней со дня прибытия работника на территорию Российской Федерации, а также соблюдения режима изоляции по месту жительства (пребывания) до получения результатов указанного лабораторного исследования. При этом формы организации данного информирования работодатель вправе выбрать в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- справка об отсутствии коронавирусной инфекции представляет собой специальный медицинский документ, защищенный от подделок специальным QR-кодом. Этот код является уникальным и присваивается только одной справке. При подозрении подлинности представляемой справки с результатами теста на COVID-19 необходимо обратиться в правоохранительные органы;
- подготовленные Роспотребнадзором методические рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции COVID-19 для различных отраслей экономики не являются нормативными правовыми актами и носят исключительно рекомендательный характер. При этом органы государственной власти субъектов РФ могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Принятые органами исполнительной власти по субъектам РФ указы и иные подзаконные правовые акты исполняются юридическими лицами в установленном порядке.
Кроме того, должностными лицами территориальных органов Роспотребнадзора юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, являющемуся работодателем, может выдаваться предписание «О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Документ: Письмо Роспотребнадзора от 21.10.2020 № 02/21694-2020-30 «О профилактике новой инфекции для работодателей» / СПС Консультант Плюс.
ОСАГО: страховщики не вправе требовать с потерпевших плату за осмотр и независимую экспертизу транспортного средства
Согласно Закону об ОСАГО проведение осмотра и организация независимой технической экспертизы поврежденного транспортного средства являются непосредственной обязанностью страховщика. Расходы на эти процедуры должны быть понесены при осуществлении страховщиком обычной хозяйственной деятельности.
Банк России обращает внимание, что страховые организации не должны возлагать на потерпевших обязанность по оплате стоимости указанных осмотров и экспертиз, проводимых по направлению страховщика.
Документ: Информационное письмо Банка России от 19.10.2020 № ИН-06-59/151 «Об оплате услуг за проведение осмотра, независимой экспертизы (оценки) поврежденного транспортного средства в рамках заключенного договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» / СПС Гарант.
Необходимо признавать трудовыми отношения с трудящимися в незащищенных формах занятости
В рамках работы над проектом Федерального закона № 973264-7 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной и удаленной работы» депутатами была подготовлена поправка в статью 19.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ). Целью этой поправки является признание трудовыми отношений, которые возникли на основании гражданско-правовых договоров, при наличии двух или более признаков, указанных в статье 15 ТК РФ.
Согласно статье 15 ТК трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Отмечается, что за последний год существенно увеличилось число трудящихся в нестандартных формах занятости. Прежде всего, произошло это за счет того, что работодатели расторгли с работниками трудовые договоры и заключили гражданско-правовые.
Федерация Независимых Профсоюзов России поддерживает поправку в статью 19.1 ТК РФ, так как она позволит судам выносить решения о признании самозанятых и работающих посредством цифровых платформ и других категорий – работающими в рамках трудовых отношений. Работники этих категорий будут иметь все права и гарантии, предусмотренные не только ТК РФ, но и коллективными договорами и соглашениями в сфере труда.
Также принятие данной поправки поможет увеличить охват социальным партнерством большего количества трудящихся и повысит статус Трудового кодекса Российской Федерации.
Документ: Информация ФНПР от 21.10.2020 «Необходимо признавать трудовыми отношения с трудящимися в незащищенных формах занятости» / СПС Консультант Плюс.
Минтруд напомнил, когда нужно направлять на медосмотр тех, кто трудится за компьютером
Здоровье работников требуется проверять при наличии на рабочем месте электромагнитного поля широкополосного спектра частот (5 Гц - 2 кГц, 2 кГц - 400 кГц) с превышением предельно допустимого уровня, установленного СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах».
Напомним, за допуск к труду работника, не прошедшего обязательный медосмотр, грозит штраф. Для должностных лиц он составляет от 15 тыс. до 25 тыс. руб., для юрлиц - от 110 тыс. до 130 тыс. руб.
Документ: Письмо Минтруда России от 08.07.2020 № 15-2/ООГ-1953 «О прохождении предварительных и (или) периодических медосмотров работниками, работающими с персональными компьютерами» / СПС Консультант Плюс.
Составитель обзора: А. Шустров