«Приехал, поспал, уехал» – аббревиатуру паровой передвижной установки (ППУ) иногда в шутку расшифровывают именно таким образом. На деле же работа машиниста ППДУ (паровой передвижной депарафинизационной установки) ответственна, востребована, хорошо оплачиваема. Плох тот солдат,
который не мечтает стать генералом. Плох и тот водитель, который не мечтает работать на ППДУ.
Незаменимый помощник
Александр Лось – машинист ППДУ автоколонны № 10 УТТиСТ. На газодобывающем предприятии много таких, как он: ведь передвижные парогенераторные установки круглосуточно закреплены за каждым газовым промыслом, в зимнее время востребованы сотрудниками УГРиЛМ и круглогодично работают по заявкам различных служб и подразделений компании.
Парогенерирующее устройство установлено на шасси грузового автомобиля. Долгое время в качестве мобильной платформы для них служили «Уралы», теперь автопарк предприятия обновился КамАЗами, однако старенькие машины до сих пор в строю, на подмене, и нередко выручают в сложных ситуациях.
Бездорожье нипочём
Благодаря тому, что автономное оборудование на платформе устанавливается на шасси грузовиков, специальная инженерная техника доезжает и применяется везде, где организовать централизованную подачу горячей воды невозможно. Принцип работы ППДУ понятен даже несведущим: выработанный под давлением пар подаётся в рабочие зоны, где он используется для увлажнения, мойки, очистки, отопления или нагрева. Необходимое оборудование размещено на монтажной раме, прикреплено к лонжеронам машины и накрыто кузовом. В передней части кунга расположены вентилятор высокого давления, паровой котёл, насосы для закачки топлива и воды в котёл, а в задней части размещены ёмкости для топлива и воды.
Такое расположение – в традиционной комплектации. В машине же, на которой работает Александр Александрович, всё наоборот:
– Машинистом депарафинизационной установки я начал работать с 2014 года. А девятого марта 2020-го впервые выехал с геологами на ППДУ, установленной на новом КамАЗе, двигатель которого функционирует на метане, а «верхнее оборудование» на дизельном топливе. У ППДУ последнего прихода (на Заполярке их три) котёл располагается сзади, подальше от газовых баллонов и двигателя. Управлять установкой при таком расположении можно только из будки, тогда как в других комплектациях разжигать и регулировать горелочное устройство получается дистанционно, из водительской кабины. Но всё равно я считаю такой проект оптимальным, поскольку он безопаснее, – говорит Александр Лось.
Поддай парку!
ППДУ 1600/100 функционирует следующим образом. Вода, находящаяся в ёмкости, через плунжерный водяной питательный насос подаётся в котёл, внутри которого расположены змеевики. Проходя через них, вода нагревается до нужной температуры и превращается в пар. Нагревается жидкость за счёт пламени, которое подаётся горелочным устройством. Для повышения КПД в котёл при помощи вентилятора принудительно нагнетается воздух. Затем в паровом котле через сепаратор вода подводится к сбросным предохранительным клапанам, которые срабатывают в случае излишнего давления, в результате чего понижается давление во всей системе. Пройдя сепаратор, пар поступает наружу. Паропромысловая установка ППДУ 1600/100 при максимальной нагрузке может производить пар в объёме 1600 кг в час с температурой до 300 градусов Цельсия, она способна подавать его с давлением до 100 кг на квадратный сантиметр.
– На Заполярном месторождении ППДУ на таком высоком давлении не работают, нет необходимости, – объясняет Александр Лось. – Наше давление– не более восьми атмосфер, и температура – не более 175 градусов Цельсия. Парогенератором управляем через автоматическую систему. Электроника в автоматическом режиме собирает, отображает и хранит основные параметры рабочего процесса: сведения о расходе топлива, среднюю температуру, среднее давление, коэффициент полезного действия генератора.
Для хранения питательной воды, которая используется для образования водяного пара, устанавливается отдельная ёмкость объёмом пять кубометров, а также мощный водяной насос. Пяти кубов вполне хватает на выполнение задач в течение одной рабочей смены.
Передвижная парообразующая установка востребована на Заполярном месторождении круглогодично. Зимой паром разогревают замёрзшие вентили скважин, трубопроводы, резервуары, арматуру и другое промышленное, коммунальное, бытовое, водяное и газовое оборудование, удаляют гидратопарафиновые отложения. В межсезонье ППДУ приходит на помощь в ликвидации последствий мелких и крупных аварий, помогает размораживать водопроводные и канализационные системы, удалять лёд с дорог, очищать проходы и дорожные проезды, обогревать автотранспортную технику, а также снабжать людей теплом и водой. Летом машинист ППДУ Александр Лось работает в основном по заявкам газовых промыслов.
Профессионал из профессионалов
У Александра открыты все водительские категории – от «А» до «Е». Однако для гипотетического машиниста ППДУ это вовсе необязательно: достаточно иметь в арсенале категорию «С» и соответствующее удостоверение.
В обязанности машиниста ППДУ входит подготовка передвижной установки к работе на объекте, прокладка линий, по которым будет подаваться пар, прогрев водоводов, установка и демонтаж необходимого оборудования, наблюдение за работой котлов и иных нагревательных приборов, контроль показателей, которые выдают измерительные системы, ведение технической документации. Строго запрещена остановка и стоянка ППДУ под электрическими линиями (не только силовыми, но и используемыми для освещения), под отогреваемым оборудованием, расположенным на высоте. Все паропроводы и паровые шланги перед началом работы тщательно проверяются, проверке подлежат и их стыки.
Риски и опасности подстерегают машиниста ППДУ на каждом шагу: разогретый, находящийся под высоким давлением пар, шум, вибрация, высокая влажность, пневматические системы, содержащие сжатый воздух, температурные перепады, вероятность травм. Надо ли после этого говорить, что наличие удостоверения «машиниста ППДУ» вовсе не обязательно гарантирует её обладателю получение данной должности в УТТиСТ? На неё назначают только проверенных, надёжных, ответственных и опытных сотрудников. Одним словом – лучших. Александр Лось и все его коллеги – машинисты ППДУ – именно такие.
Справка
Александр Лось имеет солидный водительский стаж. Уже в армии служил механиком-водителем, перевозил танки и ракеты на МАЗе с прицепом, после демобилизации работал на предприятии «Сельхозтехника» у себя в Ростовской области. С 1995 по 2001 год был водителем пожарного автомобиля. В начале двухтысячных попал на Ямбург, рулил на капитальном ремонте скважин. На Заполярном месторождении пересел сначала на самосвал, потом трудился машинистом газодувных машин. Пик послужной биографии – машинист ППДУ. Чтобы им стать, пришлось отучиться и получить очередное удостоверение. «Самое привлекательное в моей профессии – это хорошая зарплата и ранний выход на пенсию, – улыбается Александр Александрович. – А ответственность, исполнительность, пунктуальность, профессионализм, культура безопасности – необходимые составляющие любой специальности».
В УТТиСТ ООО «Газпром добыча Ямбург» всего 95 машинистов ППДУ. 67 работают на ЯНГКМ: 40 человек в автоколонне № 3 (служба эксплуатации № 1) и 27 человек в автоколонне № 5 (ГП-6).В службе эксплуатации № 2 на ЗНГКМ машинистами ППДУ трудятся 28 человек. Все они числятся в автоколонне № 10.
Материал газеты «Пульс Ямбурга» № 39 (1535) 10 октября 2022 г.
Виолетта ДЕНИСОВА
Фото автора
Теги: Газпром добыча Ямбург, Профсоюз, Профессионалы, Люди Газпрома