Продолжаем публиковать монологи внутренних тренеров по культуре безопасности. Своим видением темы поделился инженер по добыче нефти и газа ГП-2С НГДУ – ко-тренер Андрей ГАФИНЕЦ. Представителям его профессии не надо лишний раз рассказывать о том, чем опасно производство и каковы могут быть последствия ошибок. Отсюда и особая атмосфера ответственности на любом промысле – настроенная на безаварийную работу. Тем интересней, какую практическую пользу специалист-технолог видит в гуманитарном знании. Слово тренеру.
Безопасность по должностным
На инженера по добыче нефти и газа штатно возложены вопросы производственной безопасности, это часть нашей ежедневной работы. Впрочем, обеспечение безаварийной работы – это обязанность каждого сотрудника газового промысла. Отличаются у каждого специалиста лишь функционал и зона ответственности. Причём так было всегда. Но проект по культуре безопасности внёс сюда определённые коррективы.
Убеждение через истории
В каком-то смысле культура безопасности в определённых негласных, неформализованных видах всегда присутствовала в среде опытных и ответственных работников. Прежде всего речь о тех, кто давно в отрасли, кто сталкивался с самыми разными случаями. У них богатый, живой опыт, который они сами не всегда могут перевести в какую-то чёткую теорию.
Приведу пример. Один из сильных инструментов культуры безопасности – разбор реальных происшествий, в частности, те же листки «Внимание!». Сейчас у нас есть отлаженная система информирования, мы знаем о происшествиях по Газпрому, не просто сообщаем о них коллегам, но и разбираем, обсуждаем, чтобы понимать и не повторять ошибок на своём уровне. Раньше не было такой централизованной и отлаженной системы по информированию, но серьёзные истории всё равно расходились среди работников, и они тоже использовались в педагогическом ключе. Скажем, для того чтобы объяснить на каком-то давнем и трагическом примере молодому специалисту, почему при такой-то операции нужно делать строго следующее. И это убеждает куда сильней, чем просто голая теория.
Дисциплина и приверженность
Что изменилось с развитием культуры безопасности? Нюанс следующий. В вопросах безопасности есть две взаимосвязанные вещи – дисциплина и приверженность.
Дисциплина была всегда – чёткие регламенты, правила, порядки, которым надо следовать, можно даже сказать, механически. А приверженность заставляет тебя смотреть на процессы более осознанно, анализировать каждое важное действие с точки зрения риска, оценивать эти риски, понимать последствия решений и действий. Именно в этом польза проекта. Ты смотришь на все процессы вокруг с точки зрения оценки рисков, включая поведение в быту, будь то поездка на машине, поведение дома, на прогулке, например, с переключением на производство.
Лично для меня тема культуры безопасности именно так и раскрылась, когда нам донесли мысль, когда мы её поняли и приняли, что приверженность не заканчивается с рабочей сменой при пересечении КПП, она всегда с тобой. И тут задача тренеров – сделать так, чтобы вокруг было больше людей не только дисциплинированных, но и приверженных.
Знакомство с проектом
Впервые о проекте я услышал в конце 2017-го года, когда приходили распорядительные документы на ознакомление. Сначала многое было непонятно. Летом 2018 года мне предложили поучаствовать в качестве тренера. Я согласился. Потому что, во-первых, понимаю значимость самого начинания. Во-вторых, хотелось узнать что-то новое для себя, для личного опыта.
Как показала практика, расчёт оправдался. Проект стал ясней. Кроме того, улучшаются ораторские способности, растёт навык убеждения, накапливается база примеров, с каждым разом всё проще выступать. Мы, внутренние тренеры и ко-тренеры, не профессиональные преподаватели, поэтому определённое волнение пока присутствует.
«Двести порезов»
Совсем агрессивных слушателей я не встречал. Да, есть такие, которые не понимают сразу и сопротивляются. Но нельзя их оставлять в таком состоянии, нужно донести до человека мысль, убедить его. Единого бронебойного аргумента на все случаи здесь нет, нужна долгая беседа, логика по известным тезисам и аргументам – кривая Брэдли, пирамида Дюпона и так далее. Эти вещи, если понять, то тяжело потом думать по-старому.
Есть такой полушуточный пример, который нам приводил тренер из корпоративного института Газпрома Вадим Демченко. Он спрашивал: если в грузовой компании секретарша 200 раз порезалась бумагой, то значит ли это, что грузчика задавит грузом на складе? Неожиданно, может быть, но ответ – да, задавит. Потому что общий хаос, суета, беспечность в мелочах – как раз эти 200 мелких порезов – они и говорят нам, что атмосфера в компании не содействует безопасности. И рано или поздно это может довести до несчастного случая. То есть, если мы снижаем количество порезов бумагой, то снижаем и вероятность аварии на складе. Может, звучит парадоксально, но факт.
Бремя статуса
Коллеги вряд ли ассоциируют меня как тренера или какого-то инспектора. Я и без тренерства провожу достаточно много разъяснительных бесед, по тем же ключевым правилам безопасности. Ведь их недостаточно просто вызубрить, надо понимать, откуда они взялись, почему они именно такие. Тогда они будут работать на практике. В общем, в коллективе с моим статусом никаких проблем нет.
Что дальше?
Несомненно, после окончания массового обучения в какой-то форме нужно оставлять и ликбезные, и подкрепляющие семинары, потому что приходят новички. Их надо обучать, и остальным нужно как-то напоминать о базовых вещах, изменениях. Что именно это будет: живые встречи, видео, электронные ресурсы, бумажные учебники – не столь важно. Скорей, тут должно быть всего понемногу, у каждого свой стиль восприятия. Мне, например, нравится комбинация разных видов.
И что касается самих семинаров, здесь я не вижу принципиальной разницы между тренерами и ко-тренерами. На мой взгляд, полезна нынешняя тренировочная практика двух ведущих. Тяжело одному без перерыва по семь часов выступать и готовиться к подобной встрече. Да и самим слушателям тяжело воспринимать большой объём новой информации при определённом единообразии подачи одним человеком. Поэтому более эффективны, мне кажется, встречи с двумя выступающими. И неважно, тренеры они или ко-тренеры.
Материал газеты «Пульс Ямбурга» № 42
Записал Николай РЫБАЛКА
Теги: Газпром добыча Ямбург, Профсоюз, Охрана турда, Культура безопасности, Люди Газпрома