Стропа (или строп) – один из главных инструментов в их работе. Словари пишут, что слово это голландское, означает «петля». Cкорей всего оно пришло к нам с другими морскими терминами через то окно, что прорубил Пётр I. Сегодня морской дух есть и в Ямбурге – это ведь и порт тоже. Даже в жизни строго сухопутной Заполярки присутствуют корабельные страницы – немало грузов первой поры прибыли сюда по воде, через порт посёлка Тазовского. Стропы к первым ящикам, вагончикам, трубам прикреплял тогда Игорь ЧИВИКСИН.
Ручная работа
Игорь Чивиксин родом из портового города Архангельска. Нос юных лет манило его не море, а небо. Он освоил грузоперевозки в гражданской авиации. По распределению попал в посёлок Тазовский, в 80-х работал диспетчером. Много грузов, по его словам, тогда было связано с геологоразведкой. Потом переквалифицировался в пожарные. А в 1994-м перешёл в «Ямбурггаздобычу», в подразделение Ямбургснабкомплект (ныне – УМТСиК). Стропальщиком. Тогда через Тазовский шло много грузов на Заполярку, которой, правда, толком ещё и не было.
– В 1995 году, в апреле, из Тазовского выдвинулся пионерный десант. Я в нём тоже участвовал, – вспоминает Игорь Чивиксин. – Прибыли сюда, тут небольшая отсыпка была метров пятьдесят площадью... Первую неделю вообще жили в вахтовке, пока ждали свои вагончики. Их же сами и выгружали. С тех пор вся Заполярка через руки стропальщиков прошла, можно сказать.
Но руками груз трогать можно далеко не всегда. Если поднять его от земли больше чем на метр, то уже требуется соблюдать дистанцию.
И, строго говоря, далеко не каждый груз принимают стропальщики. Их удел – именно тяжести.
На вопрос, если бы он писал ключевые правила безопасности для стропальщиков, то что обязательно туда попало бы, Игорь Чивиксин уверенно отвечает:
– Не находиться под грузом. А когда он поднят, держаться на безопасном расстоянии.
Стропальщик – рабочая профессия
В ней пять разрядов – от второго до шестого. На нашем предприятии работают только по двум разрядам – четвёртому и пятому. «Шестые», рассказывает Игорь Чевиксин, это докеры – их
можно встретить лишь в порту. Обучение на стропальщика можно пройти во многих населённых пунктах. Куда важней местная специфика объекта. На ЗНГКМ, например, новички выдерживают двухнедельную стажировку, прежде чем допускаются к работе. Работают стропальщики в бригаде по два-три человека. Непосредственный руководитель – мастер. Кроме того, они взаимодействуют с инженерами базы, кладовщиками, грузчиками, комплектовщиками. В ООО «Газпром добыча Ямбург» стропальщики есть на Ямбурге, Заполярке и в Новом Уренгое в составе участков по хранению и реализации материально-технических ресурсов УМТСиК.
Самая тяжёлая работа
«Самое тяжёлое, что при нас грузили на Заполярке, наверно, это были элементы УКПГ, сепараторы под 70 тонн. Их поднимали тремя кранами – один Demag и два двадцатипятитонника. Поднимали вверх, под груз заводили машину, потом опускали. Движения только по вертикали», – вспоминает Игорь Чивиксин.
Крепкое и хрупкое
Вот серьёзная масса железа – двигатель для газоперекачивающего агрегата (ГПА). Его сейчас повезут на стройку ДКС-1С. С защитным саркофагом общий вес почти восемь тонн.
Спецы в оранжевых робах или ярких жилетах ловкими движения ми цепляют стропы за скобы. Они делают всё быстро, уверенно, без суеты. Зацепив всё, дают сигнал крановщику.
Кран поднимает груз и не спеша перемещает на открытую платформу полуприцепа. Бригада стропальщиков – обычно два-три человека – придерживает груз или верёвочными оттяжками, или стальными четырёхметровыми «копьями». Медленно-медленно, плавно-плавно восемь тонн опускаются на плат форму. Колёса полуприцепа слегка проседают. Теперь груз надо прикрепить…
Если погрузка ответственная, груз большой или погода сложная, то во время процедуры присутствует мастер или даже руководитель участка. Движок для ГПА – супер-ответственная погрузка, это чуть ли не самый технически сложный узел ДКС. Груз немаленький да ещё с особыми условиями (внутри саркофага датчики ударных нагрузок и индикаторы влажности). Поэтому и обращаются с ним, будто с хрупким фарфоровым изделием.
Как и в любом деле, тут есть масса мелочей, почти незаметных. Жестовые сигналы и знаки, учёт ограниченного обзора крановщика, парусность груза, крепёж к платформе… Но кое-что, а точнее кое-кто, должен быть хорошо виден при любых условиях – это сами стропальщики. Именно поэтому спецодежда у них таких кричаще-ярких цветов.
Работа стропальщика считается опасной, главный риск – падение груза. Отсюда и масса нюансов, которые нужно учитывать: погодные и ветровые ограничения, способы безопасного крепежа, соблюдение дистанции, использование средств индивидуальной защиты. На фото – один из многочисленных плакатов, которые висят в административном здании участка по хранению и реализации материально-технических ресурсов УМТСиК.
Копья и пауки
– Это называется оттяжка, или багор, – говорит Игорь Чивиксин про стальное «копьё». Сами стропы – это плоские ремни из капроновой нити. Плюс стальные тросы с крючьями, которые держит сам кран. Это тоже стропы. Называются официально «4СК», в обиходе – «паук». В небольшом вагончике, оборудованном под хранилище инвентаря, вещей не так много. Больше всего, конечно, строп. Их тут несколько видов. Друг от друга они отличаются в основном шириной. Средний срок службы – около года.
– Вот новая, – Игорь Чивиксин показывает упакованную яркую и чистую стропу и тут же рядом кладёт истрёпанную. – А вот строп, который уже использовать нельзя, – опасно. Его теперь разве что только в качестве наглядного пособия доставать при стажировке молодёжи.
Что ещё среди ходовых инструментов? Ножницы для резки проволоки, бочкозахват, монтажные скобы. Каски и спецодежда хранятся уже не здесь, а в тёплом здании по именным шкафчикам.
Радостная новость
Прежде пик работ на базе УМТСиК случался во время больших строек перед сезонным закрытием переправы через реку Пур. В день принимали и по полтора десятка машин. И для каждой нужно подготовить место, оформить, разгрузить. Всем дел хватало.
Недавно случилось важное событие. В октябре открылся долгожданный Пуровский мост. Его влияние пока здесь не ощущается. Но уже ясно: теперь рабочий ритм базы будет организован более равномерно.
Игорь Чивиксин по новому мосту ещё не ездил. Для него это отличная новость не только как для стропальщика и работника Заполярки, но и как для жителя посёлка Тазовского. В ближайшее время обещает опробовать.
Жаргон как знак ответственности
В рассказе стропальщика изредка проскальзывает профессиональный жаргон – «груза», с ударением на «а». В другой раз представителей профессии называет «стропали», с ударением на «и». Это внутренний язык, где самые ходовые слова слегка «тюнингуются», адаптируются, чтобы подчеркнуть их особенность, акцентировать внимание. Подобным образом появилась и до́быча (у нефте- и газодобытчиков), и те же груза́ в работе стропальщиков. Так маркируется особое отношение к понятиям – ключевым для конкретного дела.
Материал газеты «Пульс Ямбурга» № 44 (1442) 20 ноября 2020 г.
Николай РЫБАЛКА
Фото автора
Теги: Газпром добыча Ямбург, Профсоюз, Ветераны, Люди Газпрома