НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
(декабрь 2023 г.)
В России решено реформировать систему занятости населения
Президент подписал новый Закон о занятости населения. Он отражает изменившиеся реалии рынка труда, вводит эффективные инструменты для решения государственных задач.
Пересмотрено понятие занятости. Закреплено, кто относится к занятым, ищущим работу, безработным, впервые ищущим работу, испытывающим трудности в поиске работы. Введено понятие профилирования граждан и работодателей. Определены меры поддержки для граждан, находящихся под риском увольнения.
Уточнены критерии подходящей работы. Установлены гарантии занятости инвалидов, предпенсионеров, сирот.
Приоритет в трудоустройстве отдается участникам СВО и членам их семей.
Урегулированы вопросы противодействия нелегальной занятости, вопросы взаимодействия службы занятости с органами и организациями системы образования. Определен порядок использования единой цифровой платформы «Работа в России».
Введена единовременная выплата при регистрации в качестве ИП или самозанятого, а также при создании юрлица.
Поиск работы будет осуществляться в соответствии с индивидуальным планом.
Установлены максимальные и минимальные размеры пособия по безработице. Их будут индексировать раз в год с 1 февраля.
Закон вступает в силу с 1 января 2024 г., за исключением отдельных положений, для которых определены иные сроки. До 1 сентября 2024 г. и до 1 января 2025 г. предусматривается переходный период в части применения прежнего Закона о занятости.
Документ: Федеральный закон от 12.12.2023 № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации».
Выплата пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет будет сохранена при досрочном выходе на работу
Подписаны законы, сохраняющие право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком за лицами, которые вышли на работу (службу) до достижения ребенком 1,5 лет. Также пособие будут выплачивать в случае, если в период отпуска по уходу за ребенком указанные лица работают у другого работодателя.
Соответствующие поправки внесены в Трудовой кодекс Российской Федерации, законы о пособиях гражданам с детьми и об ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Законы вступают в силу с 1 января 2024 г.
Документ: 1. Федеральный закон от 19.12.2023 № 614-ФЗ «О внесении изменений в статью 256 Трудового кодекса Российской Федерации»;
2. Федеральный закон от 19.12.2023 № 620-ФЗ «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и статью 11.1 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
Совместная компания России и Вьетнама начнет разработку новых месторождений нефти
Ратифицирован Протокол о внесении изменений в Соглашение между Правительством России и Правительством Вьетнама о дальнейшем сотрудничестве в области геологической разведки и добычи нефти и газа на территории России в рамках совместной компании ООО «Совместная Компания «РУСВЬЕТПЕТРО».
Протокол расширяет область действия Соглашения в отношении механизма исчисления и уплаты совместной компанией НДПИ в бюджетную систему России на нефть, добытую на лицензионных участках, с применением общей ставки, умноженной на коэффициент 0,41 с 1 января 2024 г. по 31 декабря 2028 г. и на коэффициент 0,6 с 1 января 2029 г.
Протокол определяет порядок и величину уплаты совместной компанией пенсионных и страховых взносов в Фонд соцстрахования Вьетнама.
Документ: Федеральный закон от 19.12.2023 № 599-ФЗ «О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Социалистической Республики Вьетнам о дальнейшем сотрудничестве в области геологической разведки, добычи нефти и газа на территории Российской Федерации в рамках совместной компании общество с ограниченной ответственностью «Совместная Компания «РУСВЬЕТПЕТРО» от 20 апреля 2016 года».
Регионы получили полномочия в сфере газоснабжения
Регионы могут устанавливать графики перевода потребителей на альтернативные виды топлива, а также графики частичного или полного ограничения подачи газа потребителям в случае нарушения технологического режима работы газотранспортной системы при аварии.
Схема газоснабжения и газификации региона учитывается при разработке межрегиональных и региональных программ газификации ЖКХ, промышленных и других организаций.
Правительство установит правила технологического присоединения к магистральным газопроводам.
Преимущественное право на заключение долгосрочных договоров поставки газа получили российские промышленные потребители. Их категории определит Правительство.
При подключении объекта к сетям, строительство которых предусмотрено госпрограммами, нацпроектами, программами развития ЖКХ поселения или городского округа либо инвестиционными программами, но не завершено на момент обращения с запросом о выдаче техусловий, их выдает лицо, которое в соответствии с законодательством осуществляет эксплуатацию или развитие сетей на этой территории, если подключение объекта к сетям предусмотрено указанными программами или проектами.
Часть поправок связана с принятием техрегламентов «О безопасности газа горючего природного, подготовленного к транспортированию и (или) использованию» и «Требования к сжиженным углеводородным газам для использования их в качестве топлива».
Закон вступает в силу через 10 дней после официального опубликования. Некоторые положения вступают в силу с 1 апреля 2024 г.
Документ: Федеральный закон от 12.12.2023 № 575-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О газоснабжении в Российской Федерации» и статьи 5.2 и 52.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации».
Родители с частичной занятостью смогут получать выплаты по уходу за детьми-инвалидами
Ежемесячные выплаты по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы решено выплачивать не только неработающим лицам, но и частично занятым родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю), осуществляющим такой уход.
Речь идет о лицах, занятых на условиях неполного рабочего времени, в т. ч. дистанционно или на дому. Размер выплаты для них составит 10 тыс. руб. в месяц.
Указ вступает в силу с 1 января 2024 г.
Документ: Указ Президента России от 01.12.2023 № 912 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. № 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы».
Продлен запрет на поставки нефти по контрактам, предусматривающим «потолок цен»
До конца июня 2024 г. продлен запрет на поставки иностранным лицам российских нефти и нефтепродуктов, если контракт на эти поставки предполагает использование механизма фиксации предельной цены.
Запрет был введен в ответ на установление недружественными странами "потолка цен" на российские нефть и нефтепродукты. Он не распространяется на поставки российской нефти по контрактам во исполнение международных договоров с дружественными странами.
Указ вступает в силу со дня его подписания.
Документ: Указ Президента Российской Федерации от 18.12.2023 № 954 «О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 27 декабря 2022 г. № 961 «О применении специальных экономических мер в топливно-энергетической сфере в связи с установлением некоторыми иностранными государствами предельной цены на российские нефть и нефтепродукты».
Президент продлил действие специальных экономических мер
До конца 2024 г. продлен запрет на совершение без разрешения ЦБ операций:
- по оплате резидентом доли, вклада, пая в имуществе (уставном или складочном капитале, паевом фонде кооператива) юрлица - нерезидента;
- по взносу резидентом нерезиденту в рамках выполнения договора простого товарищества с инвестированием в форме капвложений (договора о совместной деятельности).
Кроме того, российские юрлица, имеющие обязательства по еврооблигациям, должны их исполнить перед держателями этих ценных бумаг, права которых учитываются российскими депозитариями, путем размещения до 1 июля 2024 г. облигаций, оплачиваемых при их размещении еврооблигациями или денежными средствами с целевым использованием привлеченных денежных средств для приобретения еврооблигаций. Ранее устанавливался срок до 1 января 2024 г.
Еще на 2 года - до 31 декабря 2025 г. продлено действие специальных экономических мер в финансовой и топливно-энергетической сферах. В частности, речь идет об ограничениях на выход крупных иностранных инвесторов из добывающих и энергетических проектов.
Также до конца 2024 г. (а не 2023 г.) крупные компании в области энергетики, машиностроения и торговли могут принимать корпоративные решения без учета голосов совладельцев из недружественных стран.
Указ вступает в силу со дня подписания.
Документ: Указ Президента России от 18.12.2023 № 958 «О внесении изменений в некоторые указы Президента Российской Федерации».
Wintershall и OMV лишены долей в нефтегазовых активах в рамках разработки Южно-Русского месторождения
Иностранные нефтегазовые компании Wintershall и OMV потеряли свои доли в организации, занимавшейся разработкой Южно-Русского нефтегазоконденсатного месторождения. Добычей занималось ОАО «Севернефтегазпром». Его акционерами были ПАО «Газпром» (40%), немецкая Wintershall (35%) и австрийская OMV (25%).
Все права совместных предприятий перейдут к созданным Правительством ООО. В них акционеры России получат доли, пропорциональные долям в совместных предприятиях.
Доли, пропорциональные доле собственности зарубежных организаций в бывших совместных предприятиях, перейдут самим ООО. Их предлагается приобрести АО «СОГАЗ». Вырученные от продажи средства зачислят на счета типа «С».
Указ вступает в силу со дня официального опубликования.
Документ: Указ Президента России от 19.12.2023 № 965 «О специальных экономических мерах в топливно-энергетической сфере в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций».
Иностранные нефтегазовые компании лишаются прав на разработку Ачимовских отложений Уренгойского месторождения
Согласно указу Президента, иностранные нефтегазовые компании теряют свои права в совместных предприятиях, занимавшихся разработкой Ачимовских отложений Уренгойского нефтегазоконденсатного месторождения.
Все права и обязанности совместных предприятий переходят к ООО, создаваемым Правительством России. В них российские акционеры получат доли, пропорциональные долям в совместных предприятиях. Доли зарубежных компаний в совместных предприятиях перейдут самим ООО. Далее их предложат приобрести ООО «Газовые Технологии». Вырученные от продажи средства зачислят на счета типа «С» соответствующих акционеров.
Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Документ: Указ Президента России от 19.12.2023 № 966 «О дополнительных специальных экономических мерах в топливно-энергетической сфере в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций».
Правительство России уточнило порядок назначения и выплаты пособия на детей
Скорректирован порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка.
В частности, к случаям, обосновывающим отсутствие заработка у трудоспособных граждан, отнесено в т. ч. нахождение под домашним арестом. Кроме того, к доходам, которые не учитываются при расчете среднедушевого дохода семьи при назначении пособия, дополнительно отнесены:
- денежные поощрения, выплачиваемые при присвоении звания «Мать-героиня», при награждении орденом «Родительская слава», медалью ордена «Родительская слава»;
- проценты по номинальным счетам в банках, открытым на детей в возрасте до 18 лет, находящихся под опекой (попечительством);
- заработок несовершеннолетних детей, обучавшихся в школе, колледже или вузе (кроме обучения только по дополнительным программам) не менее 6 месяцев.
Также уточнены основания для отказа в назначении пособия, перечень документов, необходимых для его назначения, а также форма заявления о назначении выплаты.
Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых предусмотрен иной срок введения в действие.
Документ: Постановление Правительства России от 28.11.2023 № 2010 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2022 г. № 2330».
Установлена форма справки об оплате физкультурно-оздоровительных услуг для предоставления социального налогового вычета по НДФЛ
С 2024 г. организации и предприниматели, предоставившие услугу, смогут самостоятельно передавать в налоговую необходимые для получения социальных вычетов сведения.
Установлена форма справки об оплате физкультурно-оздоровительных услуг, а также порядок направления в налоговую сведений о фактических расходах налогоплательщика на эти услуги для предоставления вычета.
Справка заполняется на основании заявления гражданина.
Сведения направляются в налоговую в электронной форме в течение 30 дней после подачи гражданином заявления.
Приказ вступает в силу через 10 дней после официального опубликования, но не ранее 1 января 2024 г.
Документ: Приказ Федеральной налоговой службы от 18.10. 2023
№ ЕД-7-11/756@ «Об утверждении формы справки об оплате физкультурно-оздоровительных услуг для представления в налоговый орган, порядка ее заполнения, формата и порядка представления в налоговый орган физкультурно-спортивной организацией и индивидуальным предпринимателем, осуществляющими деятельность в области физической культуры и спорта, сведений о фактических расходах налогоплательщика на оказанные услуги, необходимых для предоставления социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц, в электронной форме», зарегистрирован в Минюсте России 01.12.2023 за
№ 76216.
Установлена форма справки об оплате образовательных услуг для предоставления социального налогового вычета по НДФЛ
Чтобы получить вычет по образовательным услугам, нужно представить в налоговый орган справку об их оплате. Утверждены форма и правила заполнения такой справки.
Для оказывающих образовательные услуги организаций и ИП при этом установлены формат и правила представления в налоговый орган сведений об указанных расходах граждан.
Приказ вступает в силу по истечении 10 дней после опубликования, но не ранее 1 января 2024 г.
Документ: Приказ Федеральной налоговой службы от 18.10.2023
№ ЕД-7-11/755@ «Об утверждении формы справки об оплате образовательных услуг для представления в налоговый орган, порядка ее заполнения, формата и порядка представления в налоговый орган образовательной организацией и индивидуальным предпринимателем, осуществляющими образовательную деятельность, сведений о фактических расходах налогоплательщика на оказанные услуги, необходимых для предоставления социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц, в электронной форме», зарегистрирован в Минюсте России 01.12.2023 за № 76217.
Медорганизации сами передадут в налоговую данные для предоставления социального вычета по НДФЛ на оплату медуслуг
Организации могут самостоятельно передавать в налоговую необходимые для получения социальных вычетов по НДФЛ сведения. От налогоплательщика понадобится только заявление.
ФНС утвердила форму справки об оплате медицинских услуг для представления в налоговый орган, порядок заполнения и формат. Установлены правила направления медорганизацией и ИП сведений о фактических расходах налогоплательщика.
Приказ вступает в силу через 10 дней после опубликования, но не ранее 1 января 2024 г.
Документ: Приказ Федеральной налоговой службы от 08.11.2023
№ ЕА-7-11/824@ «Об утверждении формы справки об оплате медицинских услуг для представления в налоговый орган, порядка ее заполнения, формата и порядка представления в налоговый орган медицинской организацией и индивидуальным предпринимателем, осуществляющими медицинскую деятельность, сведений о фактических расходах налогоплательщика на оказанные услуги, необходимых для предоставления социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц, в электронной форме», зарегистрирован в Минюсте России 01.12.2023 за
№ 76228.
С 1 сентября 2024 года вступит в силу новая Методика проведения специальной оценки условий труда
Утверждены также Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, форма отчета о проведении специальной оценки условий труда, инструкция по ее заполнению.
Приказ издан в целях совершенствования процедуры проведения специальной оценки условий труда, повышения качества и достоверности ее результатов с целью более эффективной защиты работников, занятых во вредных условиях труда.
Утратит силу аналогичный приказ Минтруда от 24.01.2014 № 33н.
Документ: Приказ Минтруда России от 21.11.2023 № 817н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению», зарегистрирован в Минюсте России 30.11.2023 за № 76179.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ
В Госдуму внесен законопроект, уточняющий порядок оплаты сверхурочной работы
Законопроект подготовлен во исполнение постановления Конституционного Суда от 27.06.2023 № 35-П «По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 152 Трудового кодекса Российской Федерации и абзаца второго Постановления Правительства Российской Федерации «О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время» в связи с жалобой гражданина С.А. Иваниченко», согласно которому часть первая статьи 152 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 37 (часть 3), 55 (часть 3) и 75.1, в той мере, в какой они по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, допускают оплату сверхурочной работы исходя из одной лишь составляющей части заработной платы работника, а именно из тарифной ставки или оклада (должностного оклада) без начисления компенсационных и стимулирующих выплат.
Законопроектом предлагается внести изменение в часть первую статьи 152 Кодекса, устанавливающее конкретный порядок определения размера повышенной оплаты сверхурочной работы, с тем чтобы обеспечить такую оплату в большем размере по сравнению с оплатой за аналогичную работу, выполняемую в пределах установленной продолжительности рабочего времени.
В частности, в соответствии с предлагаемой законопроектом редакцией указанной нормы сверхурочная работа оплачивается исходя из заработной платы, установленной действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включая компенсационные и стимулирующие выплаты за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере.
Тем самым оплата сверхурочной работы должна обеспечивать повышенную оплату труда работника по сравнению с оплатой аналогичной работы в пределах установленной продолжительности рабочего времени, адекватную компенсацию увеличенных трудозатрат, понесенных работником.
Предусматривается, что предлагаемые поправки не являются основанием для пересмотра работодателем ранее установленных условий оплаты сверхурочной работы в более высоком размере.
Законопроект предусматривает вступление его в силу с 1 сентября 2024 г.
Основание: Проект Федерального закона № 513228-8 «О внесении изменения в статью 152 Трудового кодекса Российской Федерации» / https://sozd.duma.gov.ru/bill/513228-8.
В Трудовом кодексе Российской Федерации предлагается закрепить правила установления систем премирования в организациях
Проект федерального закона «О внесении изменения в статью 135 Трудового кодекса Российской Федерации» (далее - Проект) подготовлен в целях реализации права работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи.
Проект подготовлен во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июня 2023 г. № 32-П, согласно которому часть вторая статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 37 (часть 3), 55 (часть 3), 75 (часть 5) и 75.1, в той мере, в какой она порождает возможность произвольного установления на локальном уровне правил исчисления отдельных выплат, входящих в состав заработной платы, и тем самым - во взаимосвязи с соответствующими положениями коллективного договора и (или) локальных нормативных актов - позволяет без учета количества и качества затраченного труда, а также иных объективных критериев уменьшать размер заработной платы работника, имеющего неснятое (непогашенное) дисциплинарное взыскание.
Статью 135 ТК РФ планируется дополнить положением, предусматривающим, что при установлении систем премирования в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, необходимо определить виды премий, их размеры, сроки, основания, а также условия их выплаты работникам, в том числе с учетом качества, эффективности и продолжительности работы, наличия или отсутствия дисциплинарного взыскания и др.
Применение предлагаемой законопроектом нормы позволяет работодателю учитывать при стимулировании работника достигнутые им показатели и результаты, а также учитывать при премировании наличие дисциплинарного взыскания.
При этом работник защищен от произвольного снижения ему выплат, которые он заработал, в том числе участвуя в выполнении конкретных работ (оказании услуг).
Законопроект предусматривает вступление его в силу с 1 сентября 2024 г. в целях внесения работодателями при необходимости изменений в локальные нормативные акты, коллективные договоры, трудовые договоры.
Основание: Проект Федерального закона № 513234-8 «О внесении изменений в статью 135 Трудового кодекса Российской Федерации» / https://sozd.duma.gov.ru/bill/513234-8.
КОММЕНТАРИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА
Нельзя заключать срочные трудовые договоры с руководителями структурных подразделений организации
Трудовой кодекс Российской Федерации позволяет по соглашению сторон (ч. 2 ст. 59) заключить срочные трудовые договоры в т. ч. с руководителями любых организаций.
Гражданка попыталась оспорить это положение. Согласно ее доводам, оно допускает различное толкование термина «руководители», тем самым позволяя необоснованно относить к таковым начальников структурных подразделений юрлица и заключать с ними срочные трудовые договоры.
Конституционный Суд России счел норму неконституционной в силу ее неопределенности.
Из-за ее неоднозначного толкования на практике допускается различный подход к вопросу о возможности заключить срочный трудовой договор с руководителем структурного подразделения организации. Соответственно, по-разному оценивают и правомерность увольнения такого лица по окончании времени действия соглашения. В итоге работники, относящиеся к одной и той же категории, находятся в неравном положении, что недопустимо.
Руководитель организации и руководитель ее структурного подразделения имеют разный правовой статус, который обусловлен отличиями в характере трудовых функций, в объеме, содержании полномочий и т. д. Это должно учитываться в регулировании трудовых отношений.
Законодатель должен внести необходимые изменения. До этого момента нельзя заключать срочные трудовые договоры с руководителями структурных подразделений организации, если к тому нет иных оснований, кроме оспариваемой нормы. Считаются заключенными на неопределенный срок те трудовые договоры, время действия которых истекает с момента вступления в силу данного постановления до принятия поправок.
Документ: Постановление Конституционного Суда России от 19.12.2023 № 59-П «По делу о проверке конституционности абзаца восьмого части второй статьи 59 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Е.А. Сельковой» // СПС Консультант Плюс.
При увольнении должны оплатить неиспользованный отгул за работу в выходные или праздники
Оспаривались нормы, касающиеся оплаты работы в выходные дни и нерабочие праздники.
По желанию работника вместо повышенных сумм ему могут предоставить другой неоплачиваемый день отдыха, оплатив при этом отработанный день в одинарном размере.
Внимание Конституционного Суда России (далее – КС РФ) привлек вопрос о том, как должны компенсировать такие отгулы, если работник не успел их использовать до увольнения.
Дело в том, что в этом случае закон не предусматривает замену указанных дней на выплату. Конкретная дата предоставления отгула зависит от усмотрения работодателя. При этом ТК РФ не определяет период, в течение которого берется отгул. В итоге из-за бездействия работодателя или самого сотрудника день отдыха может остаться неиспользованным вплоть до увольнения и просто «сгорать», т. к. компенсировать его деньгами не обязаны.
КС РФ счел недопустимым, что в такой ситуации работник не получает никакой адекватной компенсации. Более того, он находится в неравном положении по сравнению с теми сотрудниками, которые сразу предпочли повышенную оплату вместо отгула.
С учетом этого работнику в описанной ситуации обязаны заменять неиспользованный отгул повышенной оплатой. Она рассчитывается по общим правилам с вычетом из нее уже полученной одинарной выплаты за работу в выходной или праздничный день.
Именно в таком понимании оспариваемые положения конституционны.
Законодатель должен принять необходимые поправки, чтобы исключить иную трактовку норм
Документ: Постановление Конституционного Суда России от 06.12.2023 № 56-П 2По делу о проверке конституционности части четвертой статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Н.А. Варнаковой, Л.Г. Жуковой, О.А. Котивец и Т.С. Кубряк» // СПС Консультант Плюс.
Скорректированы правила назначения единого пособия
При назначении единого пособия не будут учитываться подработки несовершеннолетних, проценты по счетам опекаемого ребенка, а также выплаты, полученные при присвоении звания «Мать-героиня» и при награждении орденом и медалью ордена «Родительская слава».
Также изменения затронут тех граждан, для кого самозанятость - единственный источник заработка, если они не имеют объективных причин для отсутствия трудовых доходов. Пособие будет назначаться только в том случае, если годовой доход от самозанятости превысит 2 МРОТ при регулярном заработке. Это правило не касается тех, кто уже имеет постоянную работу и использует самозанятость как дополнительный источник дохода. Минимальные требования к размеру годового дохода от самозанятости не касаются граждан, у которых есть объективные причины для отсутствия трудового дохода по «правилу нулевого дохода».
Если при разводе алименты установлены судом, то они будут учитываться по объему фактически поступивших средств. Эти данные заявитель может указать самостоятельно, если исполнительное производство по решению суда не возбуждено. Если решение суда было передано в ФССП, то СФР получит эти данные без истребования сведений от заявителя.
Если алименты установлены на основании соглашения или устной договоренности между родителями, то при расчете среднедушевого дохода будет учитываться сумма, указанная в заявлении, но не менее 1/4 МРОТ на одного ребенка, 1/3 МРОТ на двоих детей и 1/2 МРОТ на трех и более детей.
Документ: Информация Минтруда России от 01.12.2023 «Доходы от подработки подростков не будут учитываться при назначении единого пособия» / СПС КонсультантПлюс.
Составитель обзора:
А. Шустров