Это интервью с председателем объединенной первичной профсоюзной организации «Газпром трансгаз Москва профсоюз» Сергеем Владимировичем Клюсовым было опубликовано в «информационном Вестнике» в ноябре 2019 года. В июле 2021-го Сергея Владимировича не стало. Мы посчитали важным вспомнить то, о чем он рассказывал, ещё раз опубликовать здесь его слова: «И главное – мне лично очень хотелось бы оправдать доверие людей».
В марте 2019 года профсоюзная конференция избрала Сергея Владимировича Клюсова председателем объединенной первичной профсоюзной организации «Газпром трансгаз Москва профсоюз». Его трудовой путь проходил по маршруту «от Крайнего Севера до столицы», под флагом «Газпрома» – 10 лет в газодобывающей и 10 лет в газотранспортной «дочке». Недавно избранный профсоюзный лидер сразу включился в работу, подтверждение тому - вручение ему в ноябре 2019-го высшего знака отличия Межрегиональной профсоюзной организации «За особые заслуги в общественной деятельности». Мы попросили Сергея Владимировича поделиться своими воспоминаниями и идеями.
– Начнем с самого начала. Расскажите о том, почему в качестве своей профессиональной деятельности Вы выбрали газовую отрасль и автомобильный транспорт.
- Думаю, что выбор газовой отрасли предопределили мои родители – они были одними из тех, кто в начале 1970-х годов по комсомольской путевке поехали на строительство города Надыма – первого в СССР полярного города газодобытчиков. Оба сибиряки, мама из Тюменской области, отец из Омской области – ехали, как в песне Владимира Семеновича Высоцкого, из Сибири в Сибирь. Мама с папой имеют непосредственное отношение к освоению первого крупного газового промысла Тюменского Севера – легендарного «Медвежьего», до сих пор дающего газ стране. Тогда они, как многие другие молодые люди-энтузиасты после института, ехали на пустое место, жили в «вагон-городках», строили город, обустраивали газовые промыслы, добывали газ. На вопрос: зачем поехали покорять сибирскую целину - ответ я нашел в истории своей семьи и решил для себя, что это было у них «в крови» (улыбается). Все мои предки – это несколько поколений сибиряков, переселившихся из европейской России в период раскола Русской православной церкви, связанного с реформой патриарха Никона в XVII веке. В то время очень много староверов, среди которых были и мои пращуры, массово уходили на Север. Все мои родственники-староверы жили за Уралом, осваивали Сибирь. Что касается выбора профессии инженера-механика и автотранспортного направления, то техника была моим увлечением с детства и вполне естественно стала делом жизни. Основное высшее образование я получил в Тюменском государственном нефтегазовом университете (ТюмГНГУ) на транспортном факультете, специальность «Автомобили и автомобильное хозяйство». Мой выпуск пришелся на 1995 год – переломное время для страны. В год моего выпуска было отменено распределение на работу после вузов, но, к счастью, я с детства знал, где буду работать (улыбается), имея перед глазами пример родителей.
– Сергей Владимирович, Вы сказали, что транспорт был Вашим увлечением с детства. Расскажите поподробнее.
– Я родился в Тюмени, но практически всю сознательную жизнь (до 36 лет) провел в городе Надыме. Мое детство прошло в «вагон-городках» - стихийных поселках северян, состоящих из передвижных жилых времянок - «вагончиков» и «бочек». Северная детвора в свободное от сада и школы время, будучи предоставлена сама себе (родители большей частью на работе, на трассе), сбивалась в ватаги и занимала себя как могла. Какие-то кружки и секции практически отсутствовали, я с малых лет увлекался техникой, у меня всегда был интерес к мотоциклам и автомобилям. Как яркий пример – мы с ребятами уже в 3–4 классе школы сами собирали на базе детских велосипедов мопеды с двигателем от бензопилы и устраивали гонки по своему поселку. Когда я был подростком, папа купил мне мопед, а чуть позже мотоцикл. Я был несказанно счастлив! Отец с малых лет доверял мне управление снегоходом, моторной лодкой, автомобилем. Поэтому, как мне кажется, это увлечение явилось определяющим в выборе профессии.
– Как Вы начинали работать в газовой отрасли?
– Окончив вуз и военную кафедру, я два года отслужил и вернулся в Надым - работать в АТП ПО «Надымгазпром» (позднее – Управление технологического транспорта и специальной техники ООО «Газпром добыча Надым»). В общей сложности отработав на предприятии 10 лет и пройдя за это время производственную и управленческую школу, в 2009 году я переводом пришёл в ООО «Газпром трансгаз Москва» заместителем главного механика администрации Общества. В 2010 году мне было предложено возглавить филиал «Управление технологического транспорта и специальной техники», в котором я трудился без малого 9 лет.
– Столько лет во главе филиала ООО «Газпром трансгаз Москва», – что это для Вас значит?
– С УТТиСТ связаны даже не годы руководящей работы, а практически огромный отрезок жизни. Я хочу поблагодарить весь коллектив филиала за тот путь, который мы прошли вместе. Безусловно, это организованный, работоспособный и дружный коллектив, у которого впереди много новых достижений и побед. Оценивать свой вклад в развитие филиала я не могу, но эта работа всегда доставляла мне удовлетворение. Я занимался любимым делом и видел практический результат своего труда. Искренне желаю успеха новому руководителю филиала, глубоко уважаемому мною Виталию Анатольевичу Крючкову.
– У Вас есть увлечения и, если да, то какие?
– Большая часть увлечений связана с техникой. На Севере я серьезно увлекся трофи-рейдами. Кроме того, участвовал в ралли и кольцевых гонках на подготовленных автомобилях, инициатором и организатором которых был наш Надымский джип-клуб. Кольцевые гонки с нашей легкой руки до сих пор проводятся в Надымском районе 2 раза в год. В Надыме мы с друзьями регулярно выезжали на охоту и рыбалку зимой на снегоходах, а летом – на лодках и катерах, поскольку дорог там до сих пор не очень много. Переехав в столицу, я увлекся квадроциклами и военной археологией. Так родилась идея спортивно - патриотического клуба «Квадрогаз», чтобы собрать единомышленников под его флагом для развития технических видов спорта и патриотического воспитания молодежи. До сих пор неравнодушен к охоте и рыбалке, правда выбираться стал гораздо реже, чем на Севере. Из занятий спортом я предпочитаю плавание, большой теннис и городки. Из последних увлечений, как ни парадоксально, – альпинизм.
– Расскажите подробнее о создании проекта «Вахта Памяти».
– Как я уже сказал, в 2014 году был создан «Квадрогаз». В него вошли сотрудники УТТиСТ и Крюковского ЛПУМГ. Начали мы с восстановления памятников героям Великой Отечественной войны, познакомились и сотрудничали с поисковыми отрядами Московского и Тверского регионов. Так и родилась идея проведения поисковых экспедиций «Вахта Памяти». Этот проект – инициатива Андрея Николаевича Бронникова и вашего покорного слуги. Мы вместе пришли с этой идеей к Вячеславу Александровичу Михаленко, в ту пору – генеральному директору Общества, рассказали о нашем желании провести «Вахту Памяти» с молодыми сотрудниками из всех филиалов на озере Селигер, найти и установить бойцов, возвести достойный их подвига мемориал в п. Светлица и организовать их торжественное захоронение. Он нас поддержал.
Общество выделило ресурсы, и мы провели первое мероприятие в Тверской области. Организовывали все впервые, но были так увлечены этой идеей, что это именно тот случай, когда первый блин не был комом! Я просто убежден, что никто из присутствовавших на том торжественном мероприятии в Нило - Столобенской обители и п. Светлица никогда в жизни его не забудут! Руководители Общества, все участники и мы, организаторы, поняли, что это то дело, которым необходимо заниматься. С тех пор, при всесторонней поддержке генерального директора Александра Владимировича Бабакова, руководства Общества и ПАО «Газпром» организованы и проведены еще четыре «Вахты Памяти», каждая из которых внесла большой вклад в дело сохранения памяти о той страшной войне и её героях в наших регионах.
– И, напоследок, расскажите о своей новой должности. Как получилось, что Вы стали председателем Объединенной первичной профсоюзной организации и какие цели ставите перед собой на этом поприще?
– Предложение стать председателем для меня было неожиданным (я всю свою жизнь связывал с автотранспортом, прикипел к УТТиСТ, считаю, что вложил в него большую часть души), поэтому сначала воспринял его с недоверием. Но, сейчас понимаю, что, наверное, шел к этой должности, на протяжении всей производственной карьеры, когда брал на себя общественную работу и активно ею занимался. Председатель - это, как Вы знаете, должность выборная и поэтому очень ответственная. Для меня на протяжении всей карьеры всегда самыми сложными были вопросы, связанные с людьми. Для их решения, как правило, необходимо высокое доверие к моральному авторитету руководителя. Плюс в этой работе, как и в любой другой, главное – ответственность и неравнодушие. Цели я ставлю простые – повысить уровень доверия к профсоюзной организации со стороны людей и их удовлетворенность своей работой; выстроить конструктивный диалог с работодателем, реализовав все имеющиеся у нас механизмы социального партнерства; максимально сохранить имеющийся уровень социальных льгот, гарантий и компенсаций; повысить уровень и качество внутрикорпоративных коммуникаций, в том числе взаимодействие по линии: член профсоюза – профгруппа – «первичка» – объединенная первичная профсоюзная организация. И главное – мне лично очень хотелось бы оправдать доверие людей.
Ирина Травина