Утром – газовик, вечером - стрелец
Не так давно в российский кинопрокат вышел полнометражный художественный фильм «Тобол», рассказывающий об освоении Сибири в эпоху Петра I. Съемки проходили в Тобольске и стали крупным событием для этого города, тем более что создатели картины предоставили местным жителям возможность не только наблюдать, но и самим принять участие в процессе. Говорят, что в роли актеров массовки снялось в общей сложности более трех тысяч горожан. Среди тех, кто попал на экран, оказались и трое наших коллег из Тобольского ЛПУ - уборщик территорий Михаил Тарасов, оператор ГРС Иван Кондрахин и охранник Вячеслав Чудаев.
От кастинга до гримерки
Съемки «Тобола» вызвали очень большой интерес у местного населения. Еще бы, такое в наших краях случается нечасто – настоящий художественный фильм от известного московского режиссера с участием, опять же, столичных артистов, имена которых у всех на слуху. Интересно было бы даже просто посмотреть, не говоря уже о том, чтобы поучаствовать. Поэтому когда киношники заявили о наборе актеров массовки из числа местных, на кастинг выстроилась внушительная очередь. В числе добровольцев оказались и наши коллеги.
- Захотелось себя попробовать, ну и заодно приобщиться к искусству, увидеть всю эту съемочную кухню изнутри, - объясняет Вячеслав Чудаев (он охраняет объекты Тобольского ЛПУ, являясь сотрудником Южно-Уральского межрегионального отделения управления охраны ПАО «Газпром»).
Отбор кандидатов на съемки проводился в основном по внешним данным – выбирали нужный, «исторический» типаж. Приветствовались длинные волосы, у мужчин – растительность на лице. Вячеслав даже специально небольшую бороду отрастил, предварительно получив на это разрешение на работе. Что делать, искусство требует жертв.
На кастинге наши герои дольше в очереди стояли, сам же отбор проходил быстро: заводили партиями в помещение, выстраивали в ряд и, грубо говоря, тыкали пальцем: «ты, ты и ты». Потом тех, кого выбрали, распределяли по ролевым группам – стрельцы, миряне и т.д.
Далее следовала примерка костюмов. Гардероб для съемок привезли с Мосфильма, и чего здесь только не было. Костюмы подбирали индивидуально для каждого, все строго по размеру. В основном от актеров массовки требовалось играть роль самих себя – то есть горожан-тоболяков, только не современных, а тех, которые проживали здесь 300 лет назад. Поэтому наряды были соответствующие – кафтаны, жупаны, подпоясанные кушаками, меховые шапки, яловые сапоги.
Помимо костюма на съемках многим приходилось надевать еще и парик, приклеивать усы, бороду, а также гримироваться. В каких-то случаях нужно было нанести грязь на лицо, а если сцена с дракой – то изобразить порезы или синяки.
«Деритесь, но по-колхозному!»
По словам Вячеслава, очень интересной была сцена с массовой дракой на рыночной площади – там нужно было импровизировать, ведь в таком деле для каждого роль не пропишешь. От режиссера было лишь единственное требование – драться «по-колхозному», широко размахиваясь. Конечно, старались бить и толкаться понарошку, но в такой многолюдной сваре предусмотреть каждый шаг невозможно – бывало и прилетало по-настоящему. Были и разбитые носы, и ссадины. Но в обиде никто не остался. Тем более что такие вещи только добавляли реализма. И кстати, эта была одна из немногих сцен, где у актеров массовки были свои слова. И здесь опять же допускалась импровизация.
- Нам просто сказали: «Выкрикивайте что-нибудь типа «Наших бьют!», «Получай!», «Держи!» и так далее, - говорит Вячеслав. - Поскольку сцена снималась в несколько дублей, бока друг другу намяли неплохо, даже устали. Зато было весело.
Еще одна запоминающаяся сцена - оборона крепости от кочевников, которая снималась в поле за городом. Предварительно выстроили укрепление из земляных валов и бревен. Вячеслав здесь играл роль стрельца. Говорит, что было очень зрелищно:
- В перерывах между дублями скучать не приходилось – с интересом наблюдали за игрой профессиональных актеров, а также профессиональных каскадеров из Казахстана, которые, изображая всадников-степняков, выполняли сложные трюки на лошадях.
По его словам, ощущение было такое, что ты реально стал участником тех далеких событий: с одной стороны несется конница, с другой – пальба из пушек и пищалей, взрывы, клубы дыма. А ты – посреди всего этого, в кафтане и с бердышом или мушкетом. Вечерняя съемка в тот день плавно перетекла в ночную – с наступлением темноты с участием актеров массовки была отснята сцена факельного шествия. Действо выглядело фантастично.
У Вячеслава получилось поучаствовать в восьми съемках, каждая длилась примерно по полдня. Можно было сниматься и чаще, но на работу ведь тоже надо было ходить. «Некоторые, я знаю, специально брали отпуск на время съемок. Я так делать не стал, поэтому пришлось совмещать», - говорит он. Ну и, конечно же, приходилось каждый раз внутренне перевоплощаться: уходя вечером со съемочной площадки в роли стрельца, утром, придя на работу, нужно было вновь настраивать себя на то, что ты – бдительный и вежливый сотрудник охраны и бердыша в руках у тебя нет.
Швед, раскольник, служилый…
Еще больше вжиться в профессию актера довелось другому нашему коллеге – Михаилу Тарасову, он участвовал в съемках на протяжении целых шести месяцев и играл роли, которые относились не только к массовым сценам, но и так называемому второму плану. Его имя есть даже в титрах картины.
В кадре он появлялся в трех образах – это швед, раскольник и солдат («служилый»). Быть актером второго плана – дело не такое простое, более ответственное, и требования выше.
Тем не менее, у Михаила все получилось. На съемочной площадке он быстро стал своим, познакомился и сдружился со многими актерами и особенно – с Дмитрием Назаровым, который играл одну из главных ролей в фильме – сибирского просветителя и картографа Семена Ремезова.
У Михаила есть одна особенность – он не слышит, но это совершенно не мешает ему не только трудиться на нашем предприятии, но и добиваться успеха во многих других сферах. Так, например, он в свое время успешно окончил педагогическую академию.
Преуспел он и в киносъемках. Во внутренней актерской группе в соцсетях, посвященной процессу создания фильма, о нем написали следующее: «Миша Тарасов. Стойкий и верный актер второго плана. Сначала было страшно, что он может не услышать что-то на площадке, подбирали ему помощников на смену, даже учили язык жестов всем коллективом. А потом поняли, что он внимателен и осмотрителен сам. У фильма нет субтитров, но Мише и так знакомо все в картине».
У него так хорошо получалось войти в роль и позировать, что он одержал победу в фотоконкурсе, который проводился в перерывах между съемками для актеров массовых сцен – Михаил стал лучшим в номинации «Мужской художественный образ».
И хотя ежедневные съемки порой изматывали, сниматься в кино ему понравилось. «Впечатления, конечно, незабываемые. Кроме того я расширил свой кругозор и получил новый интересный опыт», - говорит он.
Автор: Дмитрий КАРЕЛИН
Справка:
Фильм «Тобол» переносит нас в Западную Сибирь эпохи Петра I, когда эти места активно колонизировались. В основе сюжета – история любви командированного в Тобольск молодого офицера Ивана Демарина и девушки из местной знати, дочери Семена Ремезова – Маши. Все это щедро удобрено приключениями, заговорами, драками и батальными сценами. Режиссер картины – Игорь Зайцев, снявший «Каникулы строгого режима» (2009), автор сценария – писатель Алексей Иванов.
Теги: фильм кино