Осенью 1942 года, когда немецкой армии удалось сосредоточить крупные группировки войск под Курском и Воронежем, советская авиация проводила ряд операций по срыву железнодорожных поставок вражеских подкреплений на территории Курской и Воронежкой областей. Советские истребители ежедневно совершали вылеты, проводили разведку близ районов Курска, Касторное, Щигры, Горшечное, бомбили железную дорогу, поезда и станции.
По сообщениям местных жителей, в указанный период в районе с.Козьма-Демьяновское Должанского района Орловской области был сбит советский самолет. В 2020 году в ходе поисково-разведывательных мероприятий, проводимых участниками поискового отряда «Вечный огонь» филиала Орловское ЛПУМГ в составе ОРОО МПО «Огненная дуга», было установлено точное место падения боевой машины.
В октябре 2020 года при поддержке Администрации ООО «Газпром трансгаз Москва» и Председателя ОППО "Газпром трансгаз Москва профсоюз» Сергея Клюсова поисковым отрядом филиала и рязанским отрядом «Ока» была организована экспедиция по подъему советского самолета.
Во время поисковой операции участники экспедиции подняли останки сбитого самолета, среди которых были обнаружены части авиационного мотора, множество номерных деталей, агрегатных шильд, элементы кресла пилота, части противопульной брони и обшивки самолета, фрагменты полетной карты летчика. По останкам боевой машины было установлено, что сбитым самолетом являлся истребитель ЯК-1.
В процессе изучения архивных материалов и сопоставления номерных агрегатов, найденных на месте крушения, удалось вывить важные сведения об истребителе. Обнаружено, что его мотор ПА 121-753 был установлен на самолете под номером 4258. По документам этот самолет прослеживается в 516-ом, 286-ом и 563-ем истребительных авиационных полках (ИАП) по датам соответственно. Интересно также, что 516-й ИАП перегонял машину с завода для 286-го. Месяцем позже документы указывают на факт передачи самолета из запасного полка в 563-й ИАП, который в период с апреля 1942 года дислоцировался недалеко от места падения самолета в г. Елец Липецкой области.
В настоящее время поисковиками продолжаются работы по изучению архивных материалов с целью установления судьбы пилота боевой машины.