В ближайшие годы в ООО «Газпром добыча Ямбург» продолжится масштабная практика тренингов в рамках проекта по развитию культуры безопасности. Мы продолжаем публиковать монологи внутренних тренеров, силами которых и будет вестись эта работа. О своём видении темы, полезном опыте общения с подрядчиками и докучливости жёлтых кружков рассказывает инженер по добыче нефти и газа ГП1 Алексей Волколупов.
ЛЕНТА ИНЖЕНЕРА
Инженер по добыче нефти и газа отвечает за технологический процесс на газовом промысле. Взаимодействовать необходимо со службами ГП, разными подразделениями предприятия, сторонними подрядными организациями.
Безопасность технологического процесса – одно из ключевых направлений в работе инженера по добыче. Большое внимание уделяется соблюдению требований, регламентов, инструкций. Организация мероприятий по безопасному выполнению всех видов работ на действующих технологических объектах вплоть до мелочей тоже возложена на инженера. Даже лента ограждения газоопасных или огневых работ – в зоне его ответственности.
ПРИЗЫВ ПЕРВОЙ ВОЛНЫ
На ГП-1 я работаю с 2004 года. Начинал оператором по добыче, пять лет назад стал инженером.
В проект по культуре безопасности попал одним из первых, ещё в декабре 2016 года, когда вводный курс по приверженности проводили только для второй группы, в которую включили участников по линии Совета молодых учёных и специалистов. В самой-самой первой были только представители аппарата управления. Мне позвонили из отдела подготовки кадров УКиСР, спросили, есть ли интерес. Я согласился. Так и попал в группу.
В 2018 году уже стартовало обучение по разработке и проведению корпоративного тренинга, начали готовить внутренних тренеров по культуре безопасности из числа прошедших обучение и заинтересовавшихся идеей. Кроме того, в 2019 году я прошёл обучение по программе «Поведенческий аудит безопасности».
КОМАНДА ДЛЯ РАСКАЧКИ
На мой взгляд, это правильно и нужно, что среди тренеров присутствуют люди разных профессий: и действующие производственники, и представители административных подразделений. По ходу обучения происходят диалоги, темы безопасности активно обсуждаются, и мы в деталях можем донести друг другу своё видение.
И очень мне нравится, что активно включены в проект не только руководители, но и инженеры. На примере своего промысла вижу пользу. Как у нас получилось, например: сначала прошёл обучение я, потом один из наших мастеров, следом – начальник промысла.
И ему, конечно, проще организовать что-то по линии культуры безопасности, когда у него есть поддержка подготовленных инженеров, потому что мгновенного эффекта нет. Польза будет ощутима и зрима лишь через месяцы методичной работы и постоянных усилий в данном направлении.
Конечно, со временем круг вовлечённых людей станет расширяться. Но для начального этапа это, на мой взгляд, удачный расклад, когда уже вовлечён и руководитель, и часть его коллектива.
В ШУТКУ И ВСЕРЬЁЗ
Меня в коллективе знают с 2004 года. Тренерство воспринимают по-разному: кто-то с юмором, кто-то недопонимает, зачем мне это нужно. Но достаточно и тех, кто говорит, что это хорошо, это правильно. К тому же участие в проекте научило меня доносить темы по безопасности интересней, красочней, а значит, они лучше запоминаются.
Не могу сказать, что участие в проекте радикально изменило меня. Я и прежде был приверженцем безопасного труда – на это повлияли и личные убеждения, и специфика работы.
В штыки меня как тренера не воспринимают. Тут ведь не то, что сказал – и делайте без объяснений, почему так, а не иначе. Наоборот: объясняешь, почему так лучше, почему безопаснее, какие могут быть последствия несоблюдений требований охраны труда. Один раз потратил времени больше – в следующий раз человек уже сам начнёт задумываться.
В целом работа по безопасности стала интересней – появились единомышленники, есть новые материалы для инструктажей и мотивации, применяем производственный аудит безопасности. Задачи и приоритеты для меня как инженера остались прежними.
ПОДРЯДНЫЙ МЕТОД
Был опыт обкатки навыков тренера не только в родном коллективе, не только на лояльных группах под присмотром психологов УКиСР.
В прошлом году я в качестве инженера по добыче работал в командировке на ГП-1В ГПУ. Там был большой объём строительно-монтажных работ, эксплуатации требовались «руки», усиление прежде всего по линии производственной безопасности. И приходилось постоянно общаться с представителями подрядных организаций.
У них видение такое: сделать надо быстро, заработать и уехать домой. Остальное – приоритетом ниже.
И мне нужно было не просто их заставлять работать безопасно, но и убедить, почему это важно именно для них.
Например, разбросали они инструмент при входе в цех. Объясняю: человек с улицы заходит, глаза с яркого света к помещению не привыкли, может не заметить, споткнётся, упадёт, травмируется. Ваш же коллега. А может и вы. И все деньги на лечение уйдут. Надо оно вам? Слушают, не спорят, стараются потом не повторять ошибку.
Не просто директивно объявлял – «нарушение исправить» – и уходил. А спрашивал, говорил: «Давайте вместе подумаем, что и как можно сделать для исправления в конкретных обстоятельствах».
Через несколько месяцев вторая командировка туда же. Они меня не забыли – узнают, улыбаются. Запомнили. И работать стали куда аккуратней и безопасней, кстати.
ТРЕНЕР – ВСЕГДА ТРЕНЕР
Задача тренера, по моему мнению, научить работников правильно оценивать риски и выбирать только безопасные методы и приёмы выполнения работ.
Но тренер – это не только человек, который увлекательно рассказывает о полезности проекта. Прежде всего он в своей ежедневной работе – образец для подражания.
Кроме того, все ошибки случаются от незнания, от неправильных оценок. Моя задача как тренера – развиваться самому и развивать, учить других, передавать им знания не только разово, в виде теории, но и постоянно, в ходе рутинного рабочего процесса.
ПРОСТОР ДЛЯ ТОЛКОВАНИЙ
Не хочу излишне идеализировать. Теория и практика часто расходятся. Вот, например, на обучении было задание такое: разработать инструкцию. Инструкция – это чёткий алгоритм, не допускающий двояких толкований. Со мной в паре девушка начинает составлять инструкцию, связанную с работой на компьютере, – «откройте папку такую-то». Спрашиваю у неё – а как именно? Есть минимум четыре способа открыть папку: двойным кликом, контекстным меню, клавиатурой, адресной строкой. Какой тут нужен? Без разницы? Или на каждый своя инструкция будет? С компьютером это может и пустяк, а вот как быть с опасным
производством?
С одной стороны, так можно детализовать всё до предела и парализовать деятельность мелочами. С другой стороны – слишком общие и нечёткие указания тоже опасны недоговорённостями, когда действительно важный нюанс будет упущен. Но тогда как надо решать – где есть алгоритм, а где нет? Всё равно человек в отдельные моменты сам принимает решения, на основании своих знаний и опыта по тем моментам, которые никак не регламентируются. Тут и вступает в дело культура
безопасности, когда человек смотрит, как выполнить работу без лишних рисков, без сбоев, без травм.
Возникают новые правила, формулируются новые положения, их нужно адаптировать, люди приходят и уходят, опыт растёт, меняется оборудование. Поэтому простор для улучшения безопасности будет всегда. Тут главное – не перегибать.
КРУГИ ПЕРЕД ГЛАЗАМИ
Насчёт «перегибать». Простой пример. Замечали на стеклянных дверях жёлтые или синие кружки? Обычно люди с трудом могут сказать, зачем они, почему жёлтые или синие. Специально изучал вопрос и понял, что эти элементы часто используются с перегибами. Их назначение – обозначить чёткой формой и ярким цветом (жёлтый для слабовидящих самый яркий) стеклянную дверь, которую человек иначе может просто не заметить. Делается это в торговых центрах, социальных объектах, административных помещениях и так далее. Причём речь идёт не о дверях со вставкой стекла, а именно о стеклянных. На газовом промысле нет слабовидящих (по состоянию здоровья такие люди у нас не работают). Однако кружки встречаются, хотя практической пользы не приносят.
ИДТИ К НУЛЮ
Желания у меня простые: хочется увидеть своими глазами, что происходят позитивные изменения, что заработал проект – люди держатся за перила, пристёгиваются в транспорте. Это из таких видимых маркеров, не самоцель, конечно. Главная цель декларируется чуть ли не в самом начале тренинга – нулевой уровень происшествий и травматизма. Это ключевой показатель.
У нас пока не так много работников прошли обучение, поэтому некоторые смотрят часто на цели проекта как на утопию, не понимают до конца, зачем это нужно и почему важно. Для того, собственно, и проводятся внутренние тренинги, чтобы охватить и вовлечь как можно больше людей.
В этом отношении внутренние тренеры для массовой работы, на мой взгляд, более полезны, чем внешние тренеры (то есть приглашённые со стороны) – они лучше знают обстановку, реалии, излишне не идеализируют планы, понимают, с чего начинать, какие есть препоны и как на местах искоренять небезопасные привычки у конкретных людей.
Материал газеты «Пульс Ямбурга» No 7 (1405) 17 февраля 2020 г
Записал Николай РЫБАЛКА
Фото из архива Алексея ВОЛКОЛУПОВА
Теги: Газпром добыча Ямбург, профсоюз, Охрана труда, культура безопасности