Ежемесячный правовой дайджест
№07, 2020 год, июль
НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Работникам ликвидируемой организации гарантируется выплата среднемесячного заработка на период трудоустройства
С середины августа вступают в силу поправки, которые были внесены в Трудовой кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Таким образом планируется защитить права людей, которые остаются без работы после закрытия компании. Эта проблема стала особенно актуальной из-за пандемии коронавируса. Многие компании закрылись, и далеко не все их работники получили положенные выплаты.
Средний заработок за период трудоустройства будут выплачивать до завершения ликвидации организации.
Если работник увольняется из-за ликвидации компании, то он получает выходное пособие и за ним сохраняется средний заработок на период трудоустройства, но не более 2 месяцев (с зачетом выходного пособия). Однако, по мнению Конституционного Суда Российской Федерации, выраженному в постановлении от 19.12.2018 № 45-П, право на получение среднего заработка за второй месяц не может быть реализовано, если организация ликвидирована ранее, чем у работника возникло такое право.
Вносимыми изменениями устанавливается, что работодатель обязан выплатить работнику средний заработок за второй месяц или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц.
Если работник в течение 14 дней с даты увольнения обратился в службу занятости и не нашел работу в течение 2 месяцев, то работодатель должен будет выплатить средний заработок за третий месяц или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц.
Взамен выплат среднего заработка за период трудоустройства работодатель сможет выплатить единовременную компенсацию в размере двукратного среднего заработка. Если средний заработок за второй месяц уже был перечислен работнику, то компенсация выплачивается с зачетом этой суммы.
Закрепляется срок, в течение которого сотрудник вправе обратиться к работодателю за выплатой среднего заработка за период трудоустройства.
Аналогичные правила предусматриваются для районов Крайнего Севера и приравненных местностей. При этом сохраняется период выплаты среднего заработка (до 6 месяцев со дня увольнения).
В любом случае средний заработок за период трудоустройства и (или) компенсация должны быть выплачены до завершения ликвидации.
В заявлении, представляемом в регистрирующий орган для госрегистрации ликвидации организации, должно быть подтверждено, что произведены все выплаты, предусмотренные трудовым законодательством для увольняемых в связи с ликвидацией работников.
Изменения вступают в силу со 13.08.2020.
Основание: Федеральный закон 13.07.2020 № 210-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части предоставления гарантий работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации»;
Федеральный закон 13.07.2020 № 203-ФЗ «О внесении изменения в статью 21 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Изменились условия обеспечения жильем северян
Уточнены условия предоставления жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера. Скорректирован порядок учета таких граждан.
Введена норма о том, что отказ гражданина от предложенного жилищного сертификата является основанием для снятия его с учета. Раньше лица, отказавшиеся от сертификата, все равно оставались в очереди на жилье. Однако с учета не снимут, если гражданин не может получить или реализовать сертификат по состоянию своего здоровья и (или) по состоянию здоровья членов своей семьи.
Основание: Федеральный закон от 20.07.2020 № 228-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Поправки к Основному закону страны вступили в силу 4 июля 2020 г.
ЦИК России подвела итоги общероссийского голосования по поправкам к Конституции России, которое состоялось 1 июля 2020 г. Положительный ответ дали 77,92% граждан от числа принявших участие в голосовании. Изменения в основной закон страны считаются одобренными.
Поправки в Конституцию России вступили в силу 4 июля 2020 г.
Обновленный текст Конституции России опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
Указ Президента России вступил в силу со дня его подписания.
Основание: Указ Президента России от 03.07.2020 № 445 «Об официальном опубликовании Конституции Российской Федерации с внесенными в нее поправками».
Постановление Центральной избирательной комиссии России от 03.07.2020 № 256/1888-7 «О результатах общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации».
Определены цели развития страны до 2030 г.
Президент России подписал указ, согласно которому определены национальные цели развития России на период до 2030 года, а также установлены целевые показатели, характеризующие их достижение.
В частности, предполагаются повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет, а также снижение уровня бедности в два раза по сравнению с 2017 г.
Число посещений культурных мероприятий должно вырасти в 3 раза по сравнению с 2019 г.
Предполагаются улучшение жилищных условий не менее 5 млн семей ежегодно и увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн кв. метров в год.
Доля дорожной сети в крупнейших городских агломерациях, соответствующей нормативным требованиям, должна составить не менее 85%.
Планируется сортировать 100% ТКО и снизить вывоз их на полигоны в 2 раза.
Предполагается ликвидировать наиболее опасные объекты накопленного вреда окружающей среде и оздоровить водные объекты, включая Волгу, Байкал и озеро Телецкое.
Доля массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, должна вырасти до 95%.
Указ вступает в силу со дня опубликования.
Основание: Указ Президента России от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
Безработные будут получать увеличенные пособия до сентября
Постановлением Правительства России от 27.03.2020 № 346 определены размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2020 год. При этом, в повышенном размере - 4 500 руб. установлен минимальный размер пособия по безработице за май-июль 2020 г., а гражданам, уволенным и признанным в установленном порядке безработными начиная с 1 марта 2020 г., пособие по безработице в апреле - июне 2020 г. установлено размере - 12130 рублей.
Правительство России продлило выплату пособий по безработице в повышенном размере до конца лета.
Граждане, потерявшие работу и признанные безработными с 1 марта, получают пособие в максимальном размере - 12 130 руб. Исключение - уволенные за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия.
До конца лета продлен и период действия увеличенного минимального пособия по безработице - 4 500 руб.
Постановление вступило в силу со дня его официального опубликования.
Основание: Постановление Правительства России от 04.07.2020 № 988 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 г. № 346».
В регионах смогут временно трудоустроить граждан, потерявших работу или находящихся под угрозой увольнения
Правительство России в 2020 г. выделит регионам средства на создание временных рабочих мест для граждан, потерявших работу или находящихся под угрозой увольнения. На федеральную поддержку могут рассчитывать регионы, где предприятия и организации перевели сотрудников на неполную занятость, отправили в неоплачиваемые отпуска, сократили персонал или приостановили работу.
За счет выделяемых средств региональные власти смогут компенсировать работодателям расходы на частичную оплату труда сотрудников при организации для них общественных работ или временного трудоустройства на предприятии. Размер компенсации равен МРОТ, увеличенному на сумму страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, плюс районный коэффициент. Выплаты рассчитаны на 3 месяца. Причем безработные граждане в период выполнения общественных работ продолжат получать пособие по безработице.
Постановление вступило в силу со дня его официального опубликования.
Основание: Постановление Правительства России от 04.07.2020 № 980 «Об утверждении Правил предоставления и распределения в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации».
Правительство актуализировало свои акты в связи с введением электронных трудовых книжек
В связи с введением с 2021 г. электронных трудовых книжек скорректированы акты Правительства.
Благодаря принятому постановлению электронные трудовые книжки можно будет использовать вместо бумажных в различных ситуациях. Соответствующие корректировки внесены в 55 федеральных актов. Использовать сведения о трудовой деятельности в электронном виде можно будет, в частности: для заполнения сообщения о заключении трудового либо гражданско-правового договора с бывшим государственным или муниципальным служащим в части информации о должности, которую он ранее замещал; для оформления компенсации свидетелям по гражданским и административным делам; для подтверждения соответствия участника дополнительным требованиям при закупках работ по кадастровой оценке или услуг по обязательному аудиту инвестиционных проектов.
Уже работающим работодатели до конца октября сообщают во возможности выбрать между электронной и бумажной книжкой. Выбор нужно сделать до конца года. Если не подать заявление о выборе, то по умолчанию будет считаться выбранным бумажный вариант.
При выборе бумажной книжки она ведется параллельно с электронной. Право сохранить бумажную книжку остается и при смене работы. Изменить решение и перейти на электронную версию можно в любой момент после 2021 г.
При выборе электронной книжки бумажная выдается на руки, а работодатель перестает отвечать за ее ведение. При этом в электронном варианте будут фиксироваться только сведения начиная с 2020 г., поэтому бумажную книжку нужно сохранить.
Тем же, кто впервые устроится на работу после 1 января 2021 г., будут оформляться только электронные книжки.
Посмотреть электронную книжку можно в личном кабинете на сайте ПФР, на портале госуслуг, а также через приложения этих ресурсов для смартфонов. Кроме того, сведения из электронной книжки можно получить в виде бумажной выписки у последнего работодателя, в ПФР или МФЦ.
Поправки вступают в силу со дня опубликования.
Основание: Постановление Правительства России от 10.06.2020 № 1017 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде».
За отмененные из-за пандемии туры можно будет вернуть деньги
Правительство России определило на 2020 и 2021 гг. особенности исполнения и расторжения договора о реализации туристского продукта, заключенного по 31 марта 2020 г. включительно. Это касается граждан, у которых были аннулированы туры в связи с пандемией.
Туроператор предоставляет туристский продукт, предусмотренный договором, либо равнозначный продукт в сроки, определяемые дополнительно по соглашению сторон, но не позднее 31 декабря 2021 г. При получении равнозначного продукта доплата не потребуется, за исключением случаев, когда меняются его потребительские свойства. Туроператор направляет заказчику уведомление. Определен срок.
Если турист отказывается от поездки, в т. ч. от равнозначного продукта, то ему возвращаются деньги. При этом особый порядок предусмотрен для граждан, достигших возраста 65 лет, либо находящихся в трудной жизненной ситуации (подтвержденная инвалидность, временная нетрудоспособность более 2 месяцев, регистрация в качестве безработного).
Если на день вступления в силу особенностей наступили сроки предоставления туристского продукта, а туроператор вовремя не направил уведомление, то заказчику возвращаются деньги за продукт не позднее 31 декабря 2020 г.
Постановление вступило в силу со дня опубликования.
Основание: Постановление Правительства России от 20.07.2020 № 1073 «Об утверждении Положения об особенностях на 2020 и 2021 годы исполнения и расторжения договора о реализации туристского продукта, заключенного по 31 марта 2020 года включительно, туроператором, осуществляющим деятельность в сфере внутреннего туризма, и (или) въездного туризма, и (или) выездного туризма, либо турагентом, реализующим туристский продукт, сформированный таким туроператором, включая основания, порядок, сроки и условия возврата туристам и (или) иным заказчикам туристского продукта уплаченных ими за туристский продукт денежных сумм или предоставления в иные сроки равнозначного туристского продукта, в том числе при наличии обстоятельств, указанных в части третьей статьи 14 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
Установлен прожиточный минимум за I квартал 2020 г.
Минтруд установил прожиточный минимум в целом по России за I квартал 2020 г. На душу населения его величина составляет 10 843 руб., для трудоспособного населения - 11 731 руб., для пенсионеров - 8 944 руб., для детей - 10 721 руб.
Расчет величины прожиточного минимума осуществлен согласно Правил исчисления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 января 2013 г. № 56.
Величина прожиточного минимума за I квартал 2020 г. по отношению к IV кварталу 2019 г. увеличилась на душу населения на 2,2%, для трудоспособного населения – на 1,9%, для пенсионеров – на 1,8%, для детей – на 3,3%.
Основание: Приказ Минтруда России от 25.06.2020 № 372н «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за I квартал 2020 года», зарегистрирован в Минюсте России 14.07.2020 за № 58939.
Обновлены правила учета сведений о зарегистрированных в системе обязательного пенсионного страхования
В связи с изменениями законодательства Минтруд разработал новую инструкцию о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах. Она заменит инструкцию 2016 г.
Так, с 2020 г. страхователи должны представлять в информационную систему ПФР сведения о трудовой деятельности своих работников. Появилась новая составная часть индивидуального лицевого счета - раздел «сведения о трудовой деятельности».
Основание: Приказ Минтруда от 22.04.2020 № 211н «Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах», зарегистрирован в Минюсте России 15.07.2020 за № 58956.
Маски, перчатки и бесконтактные термометры за счет страховых взносов
До 1 октября 2020 г. страхователи могут обратиться в территориальный орган ФСС по месту своей регистрации, чтобы за счет страховых взносов им профинансировали расходы на реализацию мер по предупреждению COVID-19. Установлен перечень таких затрат. Перечислены документы, которые нужно представить в орган ФСС.
В частности, страховые взносы направляются на приобретение масок, перчаток и бесконтактных термометров, проведение лабораторного исследования работников на COVID-19.
Приказ действует до 31 декабря 2020 г.
Основание: Приказ Минтруда от 23.06.2020 № 365н «О внесении изменений в Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденные приказом Минтруда России от 10.12.2012 № 580н», зарегистрирован в Минюсте России 24.07.2020 за № 59058.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ
Ко второму чтению подготовлен законопроект, вносящий изменения в 23 законодательных акта в связи с изменениями, внесенными в Трудовой кодекс России в части формирования сведений о трудовой деятельности работника в электронном виде
В частности, законодательные акты, в которых содержаться нормы, касающиеся трудовых книжек, предлагается дополнить соответствующими положениями о сведениях о трудовой деятельности работника.
Законопроектом также предлагается исключить документы о трудовой деятельности, трудовом стаже (за периоды с 1 января 2020 г.) из перечня документов, обязательных для представления при обращении гражданина за оказанием государственных и муниципальных услуг.
Документ: Проект Федерального закона № 941417-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде»)» (текст ко второму чтению) /
https://sozd.duma.gov.ru/bill/941417-7.
Работодатели и профсоюзы поддержали инициативу Минтруда по сокращению административной нагрузки на предприятия
Минтруд предложил отказаться от обязательного периодического проведения специальной оценки условий труда, если за прошедший период условия не изменились.
Речь идет о поправках в федеральный закон «О специальной оценке условий труда». Российская трехсторонняя комиссия по регулированию трудовых отношений поддержала данную инициативу Минтруда России по снижению административной нагрузки на предприятия.
Сейчас период действия декларации соответствия условий труда нормативным требованиям охраны труда составляет пять лет. По истечению этого срока необходимо проводить обязательную специальную оценку условий труда и продлевать ее срок даже в том случае, если за это время не было выявлено каких-либо нарушений.
Поправками предлагается установить бессрочное действие декларации в случае сохранения условий и организации труда на данном рабочем месте. Работодатель сможет не проводить специальную оценку по истечении срока действия декларации, если условия труда на рабочих местах не изменились.
Вместе с тем, если условия труда изменились, на производстве были выявлены нарушения правил охраны труда, имели место несчастные случаи на производстве или были выявлены профзаболевания сотрудников из-за воздействия вредных производственных факторов, то необходимость проведения внеплановой специальной оценки условий труда сохраняется.
Документ: Информация Минтруда России от 28.07.2020 «Работодатели и профсоюзы поддержали инициативу Минтруда по сокращению административной нагрузки на предприятия» /
https://mintrud.gov.ru/labour/31.
С 1 июля 2021 г. предлагается ввести в действие критерии установления степени утраты профессиональной трудоспособности лицами, получившими повреждение здоровья в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
Выделяется 4 степени выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, которые оцениваются в процентах и устанавливаются в диапазоне от 10 до 100 процентов с шагом в 10 процентов:
I степень - стойкие незначительные нарушения функций организма человека, в диапазоне от 10 до 30 процентов;
II степень - стойкие умеренные нарушения функций организма человека, в диапазоне от 40 до 60 процентов;
III степень - стойкие выраженные нарушения функций организма человека, в диапазоне от 70 до 80 процентов;
IV степень - стойкие значительно выраженные нарушения функций организма человека, в диапазоне от 90 до 100 процентов.
Степень снижения способности к профессиональной деятельности определяется в рамках установленной степени выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, на основании анализа характеристик профессиональной деятельности.
Характеристиками профессиональной деятельности являются:
- квалификация пострадавшего;
- объем (тяжесть) выполняемой работы;
- условия труда.
Снижение квалификации определяется с учетом установленных тарифных, квалификационных разрядов, профессиональных квалификационных групп в рамках соответствующей профессии (должности).
Необходимость изменения условий труда в целях создания доступности для выполнения профессиональной деятельности, непосредственно предшествующей несчастному случаю на производстве или профессиональному заболеванию, определяется с учетом характера (вида), степени выраженности нарушенных функций организма человека, обусловленных несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, и действующих медицинских противопоказаний для конкретного рабочего места.
Признаются утратившими силу Временные критерии определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденные Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 18.07.2001 № 56, с внесенными изменениями.
Документ: Проект Приказа Минтруда России «Об утверждении критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» / https://regulation.gov.ru/projects/List/AdvancedSearch#npa=106202.
Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности будет скорректировано в части применения районных коэффициентов при исчислении размеров пособий
Федеральным законом от 08.06.2020 № 175-ФЗ «О внесении изменения в статью 14 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Федеральный закон № 175-ФЗ), внесены изменения в Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее - Федеральный закон № 255-ФЗ), касающиеся уточнения порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком (далее – пособия) в части применения районных коэффициентов при исчислении размеров пособий работникам в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате.
В соответствии с изменениями, внесенными в статью 14 Федерального закона № 255-ФЗ, в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, застрахованным лицам, не имеющим заработка за расчетный период (два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая), либо застрахованным лицам, средний заработок которых за указанный период в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, определяемого с учетом районных коэффициентов (далее - МРОТ), средний заработок для исчисления пособий принимается равным МРОТ, установленному с учетом таких коэффициентов.
В связи с внесенными изменениями Минтруд разработал проект постановления Правительства Российской Федерации, которым нормы Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 № 375, приводятся в соответствие с вышеуказанными изменениями законодательства, в частности пункты 11(1), 15 (3) и 23 Положения.
Информация: Проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» / https:// regulation.gov.ru/projects#npa=106256.
КОММЕНТАРИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА
Конституционный Суд Российской Федерации предписал законодателям уточнить срок на подачу иска о компенсации морального вреда, причиненного незаконным увольнением
Госслужащий успешно оспорил приказ об отчислении из Академии ФСИН, и его восстановили в должности курсанта. Затем он потребовал компенсации морального вреда, причиненного незаконным отчислением, но ему было отказано в связи с пропуском установленного ТК РФ трехмесячного срока на обращение в суд. По мнению суда, этот срок начинает течь, как и по основному спору, со дня незаконного отчисления. Следовательно, подавать такой иск надо было одновременно с основным.
Конституционный Суд России с этим не согласился. Работник/госслужащий вправе обратиться с отдельным иском уже после разрешения основного спора. Но оспариваемая норма фактически приводит к тому, что на этот момент удовлетворение второго иска становится невозможным, что нарушает право заявителя на судебную защиту. Спорная норма ТК РФ противоречит Конституции РФ, поскольку неопределенность в исчислении спорного срока - это конституционно значимый пробел. Законодателю предписано устранить его.
Впредь до внесения изменений трехмесячный срок на обращение в суд следует исчислять с момента вступления в законную силу решения суда, которым были восстановлены права заявителя. Судебные решения по его делу подлежат пересмотру после внесения изменений в закон.
Документ: Постановление Конституционного Суда РФ Российской Федерации от 14.07.2020 № 35-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Р.М. Четыза» / КонсультантПлюс.
Не имеющие юридического образования работники организации вправе представлять ее в арбитражном суде наряду с адвокатами
При оспаривании решения налогового органа арбитражный окружной суд не разрешил представлять организацию ее учредителю. У него не было полномочий единоличного исполнительного органа, а также высшего юридического образования. При этом профессиональные юристы в деле участвовали. Заявители решили оспорить такие ограничения в Конституционном Суде Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации признал спорные нормы Арбитражного процессуального кодекса не противоречащими Конституции России. Они не запрещают вести в суде дела организации ее учредителю или работнику, не имеющему юридического образования, но компетентному в соответствующей области. Оспариваемые нормы лишь требуют, чтобы как минимум один из представителей был квалифицированным юристом. Арбитражные споры многообразны и сложны. Даже самый опытный адвокат не может быть достаточно компетентным во всяком деле. Работники организации лучше осведомлены о специфике ее деятельности и являются специалистами в иных сферах, например, в бухучете и налогообложении. Недопущение их к участию в деле несоразмерно ограничивает право организации на судебную защиту.
Решения по делу заявителей должны быть пересмотрены.
Документ: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16.07.2020 № 37-П «По делу о проверке конституционности части 3 статьи 59, части 4 статьи 61 и части 4 статьи 63 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Александра» и гражданина К.В. Бударина» / СПС КонсультантПлюс.
Составитель обзора:
А. Шустров