9 апреля 2019 г., Москва. Общероссийский профессиональный союз работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства и Общероссийское отраслевое объединение работодателей нефтяной и газовой промышленности организовали и провели конференцию «Социальное партнерство на отраслевом уровне: проблемы и решения». На протяжении нескольких часов участники конференции обсуждали две группы вопросов:
Кроме того, состоялся конструктивный обмен лучшими практиками социально-партнерских отношений, были обсуждены актуальные вопросы, возникающие в ходе социального партнерства на отраслевом уровне. От Межрегиональной профсоюзной организации «Газпром профсоюз» на конференции выступил заместитель председателя Кирилл Богуш. Он проанализировал существующие модели социального партнерства в вертикально-интегрированных компаниях и в Группе «Газпром», в частности. Кроме того, он обозначил проблемы, связанные с нормативно-правовым регулированием моделей социального партнерства.
Наша справка:
Законодательно закреплено 6 уровней социального партнерства:
- Федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации.
- Межрегиональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации.
- Региональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации.
- Отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли.
- Территориальный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании.
- Локальный уровень, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателями на уровне организации.
По словам Кирилла Богуша, анализ международного законодательства, в первую очередь документов Международной организации труда, позволил сделать вывод о признании возможности существования различных форм и механизмов социального партнерства, отсутствии жестких ограничений в части субъектного состава партнерских отношений, видов актов социального партнёрства и уровней, на которых они заключаются.
При этом, комментируя сложившуюся ситуацию в Группе «Газпром», он сказал: «Можно констатировать, что в значительной доле предприятий и организаций Группы «Газпром» (основное производство) создана и успешно функционирует система корпоративного социального партнерства, которая закреплена де-юре корпоративным соглашением (Генеральный коллективный договор). Важно отметить, что практика заключения соответствующих актов социального партнерства характерна не только для «Газпрома». Необходимость корпоративного регулирования социально-трудовых отношений характерна для многих вертикально-интегрированных компаний. Можно констатировать фактическое формирование корпоративного уровня социального партнерства, в первую очередь на основе заключаемых корпоративных соглашений. Я сознательно уже не первый раз упоминаю словосочетание «корпоративное соглашение», поскольку по своему смыслу оно наиболее полно раскрывает природу и суть возникающих в связи с его заключением отношений».
Кроме того, Кирилл Богуш выступил с инициативой о внесении поправок в Трудовой Кодекс Российской Федерации, связанных с определением Корпоративного соглашения, а также дополнений в отдельные статьи Трудового кодекса.
Предложение «Газпром профсоюза» по определению корпоративного соглашения с закреплением его в отдельной статье Трудового кодекса Российской Федерации:
Корпоративное соглашение -это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и заключаемый между коллективом работников и предпринимательским объединением, включающим основное, дочерние и зависимые общества в лице полномочных представителей. Коллектив работников предпринимательского объединения при проведении коллективных переговоров, заключении корпоративных соглашений может быть представлен профсоюзным объединением, а также иным полномочным представителем. Интересы дочерних и зависимых обществ, входящих в предпринимательское объединения, представляет основное общество при наличии доверенностей, выданных уполномоченными органами ее дочерних и зависимых обществ.
Участники дискуссии отметили, что действующая в России система социального партнерства требует создания дополнительных механизмов и инструментов для повышения эффективности её работы. Об этом, в частности, говорится в Рекомендациях, принятых по итогам работы Конференции. В частности, в них говорится о том, что для достижения баланса интересов социальных партнеров при заключении отраслевых соглашений и коллективных договоров необходимо предпринять дополнительные усилия, направленные на повышение заинтересованности участия работодателей в системе социального партнерства в сфере труда. Следует обратить внимание на тот факт, что во многих выступлениях на Конференции прозвучал вопрос необходимости внесению соответствующих изменений в действующее законодательство в части изменения отдельных условий действия коллективных договоров. Дело в том, что на сегодняшний день нормы трудового законодательства определяют: действие коллективного договора, соглашения распространяются на всех работников, вне зависимости от членства в профсоюзе. Профсоюзная организация при соблюдении определенных условий обязана представлять интересы всех работников. Сложившаяся ситуация порождает иждивенческие настроения и формирует потребительскую позицию у значительной части работников. Поэтому, по мнению участников Конференции, пришло время возобновить работу по внесению изменений в действующее законодательство и нормативно закрепить тезис «Коллективный договор – только для членов профсоюза».
При подготовке использованы материалы Нефтегазстройпрофсоюза России. Видеотрансляцию Конференции можно посмотреть по ссылке.